Проведение предвыборной агитации через периодические печатные издания
Для целей проведения предвыборной агитации организации СМИ подразделяются на организации, которые обязаны предоставлять печатную площадь зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям, и организации, которые предоставляют такую площадь добровольно.
В Законе о гарантиях избирательных прав закрепляется обязанность редакций государственных и муниципальных СМИ, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, выделять печатные площади для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями. При этом общий минимальный объем таких площадей, возможность предоставления печатной площади безвозмездно, соотношение частей печатных площадей, предоставляемых редакциями безвозмездно и за плату, устанавливаются законом, регулирующим конкретный вид выборов. Для обеспечения доступа зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений к печатным СМИ установлена обязанность таких редакций резервировать печатную площадь для предоставления за плату на равных условиях.
Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированные списки кандидатов, вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов, указанных избирательных объединений.
На выборах депутатов Государственной Думы бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации обязаны предоставлять редакции как общероссийских, так и региональных государственных печатных СМИ. Редакции общероссийских государственных печатных СМИ предоставляют бесплатную печатную площадь на равных условиях политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов; редакции региональных государственных печатных СМИ – региональным группам кандидатов, включенных в эти зарегистрированные федеральные списки. Если организация выпускает региональное СМИ, которое распространяется на территории двух и более субъектов РФ, она обязана предоставить бесплатную печатную площадь всем региональным группам, соответствующим данным субъектам РФ. Если региональное СМИ распространяется на части территории субъекта РФ, организация обязана предоставить бесплатную печатную площадь только тем региональным группам кандидатов, которые соответствуют данной части территории субъекта РФ (территории, включающей данную часть территории).
После завершения регистрации федеральных списков кандидатов, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ с участием представителей редакций государственных периодических печатных изданий проводят жеребьевку в целях распределения печатной площади между всеми политическими партиями или региональными группами кандидатов и определения дат публикации предвыборных агитационных материалов. Результаты жеребьевки оформляются протоколом и утверждаются решением избирательной комиссии, проводившей жеребьевку.
Законодатель определил ряд условий публикации агитационных материалов в печатных СМИ. Такая публикация не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом, избирательным объединением. Во всех агитационных материалах, размещаемых в печатных СМИ, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. При этом такой информации, как "оплата произведена из избирательного фонда кандидата в депутаты", будет явно недостаточно. В таком случае должны указываться фамилия и инициалы кандидата, наименование избирательного объединения. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на того субъекта, который разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция печатного СМИ.
Для предоставления печатной площади на платной основе установлены следующие ограничения:
1) такие услуги не вправе оказывать редакции негосударственных печатных СМИ, осуществляющие выпуск СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании (за исключением СМИ, учрежденных избирательными объединениями);
2) предоставление печатной площади производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между редакцией печатного СМИ и кандидатом, избирательным объединением до предоставления печатной площади;
3) сведения о размере (в валюте РФ) и других условиях оплаты печатной площади должны быть опубликованы соответствующей редакцией печатного СМИ не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов;
4) указанные сведения и уведомление о готовности предоставить печатную площадь для проведения предвыборной агитации не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов должны быть представлены в избирательную комиссию, организующую выборы, или указанную в законе нижестоящую избирательную комиссию.
При опубликовании агитационных материалов на безвозмездной основе редакция не вправе изменять тиражи, периодичность выхода СМИ по сравнению с его обычными тиражом и периодичностью, поскольку это можно квалифицировать как оказание предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению. Исключение из этого правила установлено для СМИ, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями. Для платного размещения агитационных материалов выпуск дополнительного тиража и увеличение периодичности возможно при выполнении ряда условий. Цена подобной услуги должна быть указана при опубликовании сведений о размере и других условий оплаты печатной площади. Возможность воспользоваться данной услугой должна быть предоставлена всем кандидатам, избирательным объединениям. Увеличение и тиража, и периодичности должно быть оплачено из избирательного фонда. Кроме того, в соответствии с Законом РФ "О средствах массовой информации" о смене периодичности выхода СМИ редакция обязана уведомить регистрирующий орган – Роскомнадзор или его территориальные подразделения.