Проведение агитации на телевидении и радио
Проведение предвыборной агитации на телевидении и радио способно оказать, по сравнению с иными методами предвыборной агитации, наиболее мощное воздействие на волю избирателей, в связи чем законодателем подробно регламентирован процесс использования данных методов, а также установлены дополнительные ограничения, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм распространяемой, в частности, на телевидении агитационной информации.
Для проведения предвыборной агитации используется три вида организаций телерадиовещания: государственные, муниципальные и негосударственные.
Государственные организации телерадиовещания – организации телерадиовещания, учредителями которых на день официального опубликования решения о назначении выборов являются государственные органы и организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении выборов имеется доля (вклад) РФ и (или) субъекта (субъектов) РФ.
Муниципальные организации телерадиовещания – организации телерадиовещания, учредителями которых на день официального опубликования решения о назначении выборов являются органы местного самоуправления и муниципальные организации, и (или) которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, оказывалась муниципальная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств местного бюджета, и (или) в уставном (складочном) капитале которых на день официального опубликования решения о назначении выборов имеется доля (вклад) муниципального образования (образований).
Все иные организации телерадиовещания в соответствии с Законом о гарантиях избирательных прав являются негосударственными.
Важнейшим принципом, в соответствии с которым должна осуществляться предвыборная агитации на телевидении и радио, является принцип равных условий состязания кандидатов и избирательных объединений. Данный принцип закреплен в ряде международных документов. Так согласно подп, "б" п. 2 ст. 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств при проведении справедливых выборов обеспечиваются "равные возможности каждому кандидату или каждой политической партии (коалиции) для участия в избирательной кампании, в том числе для доступа к средствам массовой информации и телекоммуникаций".
В целях реализации вышеуказанного принципа Закона о гарантиях избирательных прав на государственные и муниципальные организации телерадиовещания возложена обязанность обеспечения равных условий проведения предвыборной агитации для всех зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений. Равные условия должны соблюдаться при определении продолжительности эфирного времени и непосредственно времени выхода в эфир. Размер и условия оплаты, а также процедура жеребьевки даты и времени выступления в эфире также должны быть одинаковыми для всех. При этом государственные и муниципальные организации телерадиовещания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов должны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени. Это является дополнительной гарантией обеспечения равных условий состязания кандидатов и избирательных объединений.
Что касается негосударственных организаций телерадиовещания, то они вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям эфирное время для проведения предвыборной агитации при соблюдении двух следующих условий:
1) если они распространяют СМИ, которые были зарегистрированы не менее чем за год до начала избирательной кампании (т.е. до опубликования решения о назначении выборов);
2) если они опубликовали не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, а также направили указанные сведения вместе с уведомлением о готовности предоставить эфирное время в комиссию, организующую выборы, или в указанную в законе нижестоящую комиссию.
При этом негосударственные организации телерадиовещания, так же как и государственные, обязаны обеспечить равные условия оплаты эфирного времени для всех зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений.
Относительно предоставленного эфирного времени действует общее правило о том, что зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать его для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов или за другие избирательные объединения. Данный запрет является одним из инструментов противодействия негативной избирательной технологии, связанной с участием в выборах "кандидатов-дублеров", которые осуществляют свою деятельность в интересах одного из "основных" кандидатов. Этот запрет, в конечном итоге, также направлен на обеспечение равных условий конкурентной борьбы между кандидатами и избирательными объединениями.
Однако если зарегистрированный кандидат выдвинут избирательным объединением, то он вправе использовать предоставленное ему эфирное время для проведения предвыборной агитации за выдвинувшее его избирательное объединение, а также за других кандидатов, выдвинутых этим избирательным объединением. В свою очередь, избирательное объединение вправе использовать предоставленное ему эфирное время для проведения предвыборной агитации за любого выдвинутого им кандидата.
Все вышеизложенные правила являются общими для предвыборной агитации, осуществляемой на телевидении и радио. Кроме того, Закон о гарантиях избирательных прав содержит специальные нормы, связанные с предоставлением кандидатам и избирательным объединениям бесплатного и платного эфирного времени.
Так, закон предусматривает обязательное предоставление государственными и муниципальными организациями телерадиовещания бесплатного эфирного времени в зависимости от уровня выборов. Общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять бесплатное эфирное время на выборах в федеральные органы государственной власти; региональные организации телерадиовещания – на выборах в органы государственной власти субъектов РФ; муниципальные организации телерадиовещания – на выборах в органы местного самоуправления.
Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
Общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая из общероссийских государственных организаций телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням, а для региональных государственных или муниципальных организаций телерадиовещания – не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день – не менее одной четверти общего времени вещания.
Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется, если на каждого кандидата, зарегистрированного по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, приходится менее пяти минут из общего объема бесплатного эфирного времени. Законом может быть предусмотрено, что в совместных агитационных мероприятиях зарегистрированные кандидаты (в том числе из списка кандидатов) могут участвовать только лично.
Зарегистрированный кандидат или избирательное объединение вправе отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии. При этом эфирное время, отведенное для проведения совместного агитационного мероприятия, в том числе в случае, если в указанном мероприятии может принять участие только один участник, не уменьшается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отказ от участия в совместном агитационном мероприятии не влечет за собой увеличение бесплатного эфирного времени, предоставляемого зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, отказавшимся участвовать в указанном мероприятии, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Помимо предоставления эфирного времени безвозмездно государственные и муниципальные организации телерадиовещания обязаны также резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Общий объем резервируемого эфирного времени должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение вправе за соответствующую плату получить время из общего объема зарезервированного эфирного времени в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число соответственно зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений.
Что касается негосударственных организаций телерадиовещания, то, как уже было указано ранее, они самостоятельно принимают решение о предоставлении своего эфирного времени зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации.
До настоящего времени на практике достаточно остро стояла проблема возмещения политическими партиями стоимости бесплатного эфирного времени, а также бесплатной печатной площади в тех случаях, когда это было необходимо в соответствии с требованиями закона.
Политические партии, выдвинувшие кандидатов или списки кандидатов, которые получили на выборах менее установленного соответствующим законом числа голосов избирателей, были обязаны возмещать стоимость предоставленных им на данных выборах бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади. Партии, не возместившие указанных расходов, утрачивали право на бесплатную предвыборную агитацию на телевидении, радио и в периодических печатных изданиях при проведении всех последующих выборов соответствующего уровня. В связи с этим такие партии "выпадали" из соответствующих агитационных мероприятий, в том числе совместных. При этом СМИ имели право в судебном порядке взыскивать с политических партий-должников стоимость предоставленных им безвозмездно эфирного времени и печатной площади. Однако политические партии, как правило, не имели средств для того, чтобы погасить свою задолженность.
Чтобы разрешить эту проблему, был принят Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 203-ΦЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации". Согласно его нормам законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее на ближайших предыдущих соответствующих выборах список кандидатов, который получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей и не был допущен к распределению депутатских мандатов, либо кандидата, который не был избран и получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью. Установленное законом число голосов избирателей не может превышать 3% от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании (например, для выборов Президента РФ это число равно 2%, для выборов депутатов Государственной Думы – 3%).
При проведении федеральных выборов бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь не предоставляются также политической партии, которая является правопреемником политической партии, выдвинувшей кандидата или федеральный список кандидатов, получивших на предыдущих соответствующих выборах менее установленного федеральным законом числа голосов избирателей. При этом данное правило не распространяется на политическую партию-правопреемника, если такое правопреемство возникло в результате присоединения к ней другой политической партии и если кандидат или список кандидатов, выдвинутые политической партией- правопреемником, получили на соответствующих предыдущих выборах установленное федеральным законом число голосов избирателей или более этого числа голосов.
Наряду с вышеизложенными запретами законодатель предусмотрел механизм, позволяющий политическим партиям- должникам на последующих выборах участвовать в агитационных мероприятиях на телевидении, радио и в периодических печатных изданиях, проводимых на безвозмездной основе. Для таких партий законом предусмотрена возможность получить из общего объема бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, которые отводятся для проведения предвыборной агитации, причитающиеся им доли за плату.