Процесс управления: предмет, средства, результаты

Процесс управления как совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей, решает задачи различных уровней в зависимости от их масштабности. Основные из них - тактическая и стратегическая.

Тактическая задача заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления в реальном масштабе времени. Решение стратегической задачи обеспечивает развитие и совершенствование управляемого объекта, его перевод в качественно и количественно иное состояние в долгосрочной перспективе.

Процесс управления характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (см. рис. 1.4), неравномерностью, инерционностью и другими признаками. При этом реализация процессов управления совершенствуется по мере развития самой организации.

Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты, как управленческий труд, его предмет и средства и реализуется в определенном продукте.

Предметом труда в процессе управления признается информация. Исходная информация об объекте управления и условиях его функционирования служит "сырьевой основой" для подготовки управленческих решений. При этом, с одной стороны, увеличение времени па сбор информации увеличивает ее полноту, точность и достоверность, повышая тем самым вероятность принятия рациональных управленческих решений. С другой стороны, затягивание во времени процесса сбора информации для принятия управленческого решения может снизить (вплоть до нуля) саму актуальность данного решения. Особенно заметны такие отставания в рыночной борьбе, когда возможно не идеальные, но принятые быстрее конкурентов управленческие решения дают преимущества одним предприятиям перед другими.

Средством труда в процессе управления выступают инструменту)! принятия управленческих решений, включая инструменты анализа, оценки, моделирования и прогнозирования возможных сценариев развития событий и вероятных их исходов.

К средствам управленческого труда относится все то, что способствует осуществлению операций но работе с информацией, включая средства:

o анализа и обработки информации (например, компьютеры);

o передачи информации (например, телекоммуникационные сети);

o регистрации информации (например, принтеры). Продуктом (результатом) труда в процессе управления является рациональное управленческое решение.

Преобразованная информация с учетом фаз анализа, оценки и других этапов в конечном итоге приобретает форму решения, подлежащего реализации. При этом большое значение имеет как своевременность принятия решений, так и оперативность их реализации, поскольку с одной стороны, решение, принятое с опозданием, теряет ценность из-за снижения актуальности решаемой задачи, а с другой - промедление с реализацией решений приводит к задержке во времени управляющего воздействия, а значит к неполному его соответствию фактической ситуации.

Управленческий труд как одна из разновидностей умственного труда осуществляется в операторной, эвристической, административно-директивной, редуктивной и контрольно-аналитической формах.

Управленческий труд в операторной форме предполагает сбор первичной информации, ее накопление, передачу информации различной степени обработки и т.д. и осуществляется специалистами на исполнительском (Loïc management) уровне (табл. 1.2).

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов управленческих решений - социально-экономических, технико-технологических, организационных и т.д. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями среднего звена управления (Middle management) и специалистами исполнительского уровня (Low management).

Таблица 1.2. Распределение ресурса времени у менеджеров разных уровней управления

Административно-директивная форма управленческого труда связана непосредственно с принятием управленческих решений и осуществляется руководителями высшего звена управления (Тор management). Принятые управленческие решения, касающиеся перспективных направлений развития, организации, координации и распорядительства, директивно доводятся высшими руководителями до руководителей среднего звена управления. На уровне среднего звена управления стратегические, судьбоносные и сложные управленческие решения высшего руководства редуцируются (детализируются и упрощаются) до уровня компетенции руководителей низшего звена управления.

По мере реализации управленческих решений руководители среднего уровня управления контролируют и анализируют процесс их исполнения на детальном уровне. Более масштабные контрольно-аналитические исследования проводят руководители высшего звена управления.

Диаграмма, демонстрирующая динамику форм управленческого труда по этапам процесса управления, приведена в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Динамика форм управленческого труда по этапам процесса управления

Этапы процесса управления

Уровни управления

Тор management

Middle management

Low management

Выявление проблемы

-

Эвристический

-

Принятие решения об исследовании проблемы

Административно-директивный

Определение программы исследований

Эвристический, редуктивный

Сбор информации

-

-

Операторный

Анализ

-

Эвристический

Эвристический

Планирование

Эвристический, административно-директивный

Эвристический

Организация

Административно-директивный

Редуктивный

-

Регулирование

-

Редуктивный

Операторный

Контроль

Контрольно-аналитический

Контрольно-аналитический

-

11рииятие решения о корректировке

Административно-директивный

Редуктивный

Корректировка

-

Редуктивный

Операторный

Результаты реализации управленческих решений проявляются в осуществлении функций управления. Типовые вопросы, требующие ответа при принятии управленческих решений, по основным функциям управления приведены в табл. 1.4.

Таблица 1.4. Типовые вопросы по основным функциям управления, требующие ответов для принятия решений

Планирование

1. Какова миссия (назначение) организации?

2. Какими должны быть цели организации?

3. Как изменения во внешней среде могут отразиться на будущем организации?

4. Какую стратегию и тактику следует выбрать для достижения целей организации?

Организация

1. Как следует структурировать работу организации? Каковы наиболее рациональные размеры блоков выделяемых работ?

2. Как скоординировать функционирование блоков С учетом непротиворечивости и охвата всех выполняемых работ?

3. Какие полномочия следует делегировать на каждом уровне управления?

4. Каковы должны быть изменения

в структуре организации в связи с изменениями в окружающей среде?

Контроль

1. Как следует измерять результаты работы?

2. С какой периодичностью следует оценивать результаты?

3. Насколько эффективно достижение поставленных целей?

4. В чем причины низкой эффективности достижения поставленных целей? Какие коррективы следует внести?

Мотивация

1. В чем нуждаются подчиненные?

2. В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности по достижению поставленных целей?

3. В чем причины изменения производительности и удовлетворенности работой сотрудников?

4. Что нужно сделать, чтобы повысить производительность и удовлетворенность работой сотрудников?