Процесс транснационализации
На рубеже XIX и XX вв. в мире появились фирмы, которые в процессе своего развития получали название в одних случаях "многонациональные корпорации" (МНК), а в других – "транснациональные корпорации" (ТНК) (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Сравнение МНК и ТНК
Ориентация в маркетинге |
Оргструктура управления |
Ориентация производственных линий |
Разделение труда |
Стратегия инвестиционной деятельности |
|
МНК |
Различные национальные рынки |
Децентрали зованная |
Определенный национальный рынок |
Функции дублируются |
Распределения по регионам мира |
ТНК |
Глобальный рынок |
Централизо ванная |
Производство глобального продукта |
Единое разделение труда |
Концентрация в определенных регионах мира |
■ Многонациональная корпорация (МНК) – предприятие, деятельность которого главным образом ориентирована на различные национальные рынки или как минимум на различные регионы мира.
Для МНК характерны:
– децентрализованное управление – национальные или региональные подразделения обладают достаточной автономией, независимостью от головного офиса;
– множественность производственных линий, каждая из которых ориентирована на определенный национальный рынок или регион;
– существование взаимно пересекающихся функций и излишняя деятельность, так как каждое подразделение предприятия действует независимо от других подразделений.
■ Транснациональная корпорация (ТНК) – ориентирована на глобальный рынок или, по крайней мере, на широкий рынок, который охватывает несколько национальных рынков (несколько стран) или регионов мира.
Управление в ТНК гораздо более централизовано, чем в МНК. Головной офис обладает значительно большим прямым контролем над подразделениями. ТНК производит "глобальные продукты" или же достаточно стандартизированные изделия, которые могут продаваться на многих рынках, не требуя вовсе или требуя лишь малой степени модификации. Наконец, ТНК развивается, создавая единое разделение труда в широком масштабе, путем ликвидации избыточных функций (видов деятельности) и концентрации деятельности в тех странах и регионах и на тех рынках, которые предлагают наибольшие преимущества в выполнении этого вида деятельности.
Совершенно очевидно, что все вышеописанное относится к "идеальным" типам. Фактически же ни одно предприятие не является МНК или ТНК на все 100%, они лишь стремятся в своем развитии к этим формам.
Необходимо отметить, что, несмотря на все перечисленные различия, в литературе довольно часто понятия ТНК и МНК считают равнозначными.
В настоящее время большинство МНК – компании американского, европейского или японского происхождения. Этот процесс мультинационализации фирм в существенной мере явление, присущее развитым странам: именно в развитых странах зарождаются МНК и именно в них расположены головные офисы компаний. Более того, МНК контролируют и усиливают создание зарубежных дочерних фирм. В настоящее время в быстро развивающихся странах, таких, как Бразилия, Мексика, Индия, странах Юго-Восточной Азии и Восточной Европы зарождаются новые МНК.
В последние десятилетия роль, которую играют ТНК в мировой экономике, неуклонно возрастает. Влияние ТНК является многоплановым.
■ Роль ТНК в экономике собственной страны и принимающей страны следует рассматривать с двух основных позиций:
– занятость трудоспособного населения;
– поступление налогов в бюджет страны.
■ В отношении мировой экономики ТНК оказывает влияние:
– на международную торговлю;
– распространение инвестиций;
– платежный баланс стран.
■ Роль, которую играют ТНК в технологическом развитии, имеет смысл рассматривать с позиций:
– передачи технологий;
– трансфертных цен.