Процесс социализации: составные части
Социализация – это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Обе части единого процесса необходимы (рис. 7.7).
Социальные роли можно только осваивать – постигать на практике, постоянно повторяя и исполняя их. |
Культурные нормы можно только усваивать – изучать их, обучаться им от других (агентов социализации). |
Рис. 7.7. Составляющие процесса социализации
Как правило, культурные нормы, в том числе нравственные ценности и идеалы, передаются от старшего поколения к младшему. При этом учение сопровождается поучением, т.е. моральными наставлениями, или, говоря иначе, воспитанием. Все вместе называется инкультурацией. Процесс социализации означает превращение человека в индивида, а того – в личность. Через освоение ролей индивид становится общественно активным, а через усвоение культурных норм и нравственных ценностей – духовно зрелой личностью. Социальный индивид и нравственная личность – разные явления.
Благодаря социализации индивид приобретает такие черты, которые можно считать универсальными для всех культур: язык, статусы, роли. |
Благодаря инкультурации индивид приобретает такие черты, которые присущи конкретной национальной культуре, прежде всего – морально-нравственные ценности. |
Инкультурация, или обучение культуре, происходит несколькими путями: непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок, или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение ("приглядывание") являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он "подсматривает", как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными – родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует себя вести в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы. Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело – поведение за едой дикаря, совсем другое – поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.
Социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. |
Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации – интеллигент. |
Две составные части процесса социализации важны как сами по себе, так и в своем единстве. Освоение новых социальный ролей – начальный и самый простой процесс, так как социализация по сути своей – продолжающаяся в течение всей жизни попытка человека быть как все, стать похожим на других членов общества. Инкультурация – поздний и более сложный процесс. Благодаря усвоению культурных норм поведения и высоких нравственных ценностей человек выделяется среди других, возвышается над усредненной массой и в конечном счете становится личностью.
Именно личность – относительно поздний продукт социального и духовного развития. Подобно тому, как индивидуальность отрицает человека, личность отрицает индивида. Она еще один виток эволюционной спирали вверх.
В индивиде социальное восторжествовало над природным, в личности – культурное над социальным (рис. 7.8).
Рис. 7.8. Две части процесса социализации
Вторая составная часть процесса социализации – инкультурация – означает, в том числе, но не исключительно, процесс воспитания.
Воспитание является составной частью социализации и представляет собой целенаправленную передачу этических норм и правил достойного поведения старшим поколением младшему. Оно включает систему педагогических практик (приемов, методов, техник) – способов социальной тренировки, позволяющих человеку накрепко усвоить правила поведения. Сущность воспитания – нравственное совершенствование человека, приращение в культурном и социальном плане.
Воспитывают не только детей. Взрослые подвержены этому в не меньшей степени. Когда девушка ищет своего суженого, то помимо внешних данных она обращает внимание на его внутренний мир, в том числе на характер, взгляды на жизнь и совокупность социальных привычек (и гигиенических тоже). Она считает (и в этом ее убеждает общественное мнение), что из любого мужа хорошая жена может воспитать достойного человека. Не важно, что через 20 лет совместной жизни она уже не питает иллюзий, на протяжении всей совместной жизни она только тем и занимается, что воспитывает его, – естественно, так, как она это понимает, и теми средствами, какие ей доступны. С социологической точки зрения речь не идет о первой части социализации – освоении новых ролей, хотя в рамках той же самой роли мужа происходит освоение новых обязанностей и функций (например, по очереди с женой ходить в магазин или забирать ребенка из садика). Основное – усвоение новых культурных норм, в том числе социально-нравственных. Иными словами, надо говорить о процессе инкультурации в семейной жизни, если саму семейную жизнь понимать как культурный микрокосм. Своего максимума инкультурация достигает в старости (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Своего максимума инкультурация достигает в старости
Итак, социализация предполагает две составные части – социальную и духовно-нравственную. Первая называется социализацией в узком смысле, вторая – инкультурацией. Только в единстве двух сторон можно говорить о социализации как законченном или полном процессе.
Как известно, инкультурация – продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от нее аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, предполагающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией. Поверхностное приспособление к внешней среде, не требующее кардинальных изменений структуры ценностных ориентаций, стиля мышления и образа жизни, но лишь поведенческих моделей, называется адаптацией.
Адаптация – элемент, составная часть социализации. Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает на постоянное место жительства в другую страну, ему приходится социализироваться. Способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7–10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к десяти годам ничем не отличается от сверстииков-американцев. В одном случае происходит только адаптация, во втором – социализация.