Процесс родов и сущность кризиса новорожденности
Роды – это процесс, во время которого происходит освобождение ребенка от тела матери, переход к внеутробному существованию. Физиологически это процесс изгнания из матки через родовые пути плода, плаценты с оболочками и околоплодными водами. К родовым изгоняющим силам относят периодически повторяющиеся схватки – сокращения мускулатуры матки и присоединяющиеся к ним потуги – ритмические сокращения брюшного пресса. Началом родов считается появление схваток.
Различают три периода родов:
• период раскрытия – начинается с первыми регулярными схватками и заканчивается полным раскрытием шейки матки, чему способствует перемещение околоплодных вод в ее сторону;
• период собственно родов – начинается с момента раскрытия шейки матки и заканчивается рождением ребенка;
• последовый период – начинается с момента рождения ребенка и заканчивается изгнанием последа (плаценты с пуповиной).
Мы остановимся на психологических аспектах родов. На ощущения, испытываемые женщиной во время рождения ребенка, большое влияние оказывают общественные установки, степень ее осведомленности о родах, ее психологический настрой, отношение к будущему ребенку. В частности, в некоторых обществах роды воспринимаются как экстремальное событие и женщина настроена на ожидание ужасной боли и действительно испытывает ее, как если бы роды были ужасной болезнью. В большинстве западных культур женщина воспитана в страхе перед родовыми муками, который вызывает определенные физиологические сдвиги в организме: изменения в мышечном тонусе и способе дыхания, что затрудняет процесс родов и делает его еще болезненнее. В других обществах нет такой установки и женщина занимается своими делами почти до самого момента родов и уже через несколько часов после них возвращается к своим обязанностям. Помимо общественных установок, степень болевых ощущений во время родов во многом определяют особенности нервной деятельности женщины, функциональное состояние ее нервной системы (тип высшей нервной деятельности, который лежит в основе доминирующего типа темперамента). Так, женщины с неуравновешенной нервной системой больше подвержены страхам, что дополнительно способствует снижению порога болевой чувствительности. Многие женщины с уравновешенной нервной системой испытывают умеренные боли при родах и ведут себя спокойно.
Позитивное влияние на состояние женщины оказывает подготовка ее семьи к этому важному событию. Готовность женщины, ее позитивный настрой, активность и выдержка являются психологическими условиями быстрого и легкого протекания родов. Поэтому в настоящее время во многих медицинских и психологических центрах практикуются специальные подготовительные занятия с будущими родителями, осуществляется психопрофилактическая подготовка к родам, цели которой:
• снять психогенный компонент родовой боли;
• устранить представление о ее неизбежности;
• снизить тревожность и гнетущий страх;
• способствовать созданию нового представления о родах как о благополучно протекающем физиологическом процессе.
Целесообразно сочетать психопрофилактический метод с физической подготовкой – специальным комплексом гимнастических упражнений и обучением санитарно-гигиеническим правилам.
Некоторые авторы отмечают исключительно позитивное влияние "совместных родов", предполагающих непосредственное участие отца в данном процессе. Так, В. П. Анисимов указывает, что готовиться к рождению ребенка нужно вместе, обоим родителям – и маме и папе. Это обусловлено тем, что у ребенка есть потребность в общении не только с обоими родителями. Отцовство не возникает у большинства мужчин с появлением в доме новорожденного: многим необходимо пережить и прочувствовать рождение своего ребенка совместно с женой. Это функционирует как психологический механизм запуска чувства отцовства – важнейшей психосоциальной функции мужчины, ответственного за жизнь, здоровье и управление процессом развития своей семьи. К тому же по-настоящему любящий мужчина, который помогает своей жене в родах, выполняет не только свои основные естественные функции – быть нужным в тяжелых ситуациях. При родах от супруга необходима прежде всего психологическая помощь своей любимой, которую не способен оказать ни один даже самый высококвалифицированный врач-акушер. Такие совместные роды делают супружеские отношения крепче и стабильнее.
Практический пример
Исследования Г. Б. Мальгиной показали, что акушерская тактика в процессе ведения партнерских родов по сравнению с родами без поддержки мужа значительно менее "агрессивна": в два раза реже требовалась стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение понадобилось в 4% случаев (в контрольной группе – в 10%). В основной группе не было зарегистрировано глубоких разрывов, в два раза меньше была частота акушерских кровотечений. Анкетирование супружеских пар через 6-12 месяцев после партнерских родов показало, что 83% опрошенных женщин не сомневаются в правильности решения рожать вместе с мужем, удовлетворены его поддержкой в родах. Только 17% скорее удовлетворены, чем нет. Негативно оценивающих этот опыт не было. 94% женщин говорят о любви и внимании мужа к ребенку после совместных родов, 83% мужчин также расценивают свое отношение к ребенку как всепоглощающее чувство любви.
Особенности протекания родов являются важным биологическим фактором психического развития ребенка. Нормально протекающие роды характеризуются отсутствием серьезных осложнений, асфиксии новорожденного (отсутствие дыхания после рождения или его нерегулярный характер, возникающие под влиянием кислородного голодания), родовых травм (повреждений органов и тканей плода, которые возникают во время родов в результате несоответствия между родовыми изгоняющими силами и эластичностью тканей, и также адаптационными способностями и реактивностью плода) и т.д.
Процесс рождения является тяжелым, переломным моментом в жизни самого ребенка. Рождение является для ребенка сильнейшим стрессом. В процессе рождения в организме ребенка происходит мощный выброс катехоламинов. В результате этого их ОГЛАВЛЕНИЕ в крови новорожденных во много раз больше, чем у взрослого человека. Это обеспечивает поддержание гомеостаза младенца после рождения и состояние бодрствования в течение первых 40 минут внеутробной жизни. Этот период является критическим и характеризуется особой восприимчивостью ребенка к внешним факторам. В это время идет активное запечатление объектов окружающей среды, получение первичного постнатального опыта, благодаря чему избирательно запускаются инстинктивные видовые и индивидуальные реакции – импринтинг. Механизмы импринтинга, реализующиеся во время родов и в первые часы после рождения ребенка путем прикосновений, вербальных и невербальных звуковых сигналов, установления контакта глаза в глаза, пантомимики, улыбки, играют огромную роль в формировании взаимоотношений ребенка и родителей. Поэтому очень важно, чтобы среди первых запечатленных предметов окружающей среды оказалась мать, а также отец, что возможно при партнерских родах. При звуках знакомых слов, произносимых узнаваемыми голосами, при ощущении нежных прикосновений матери и отца, сочетаемых с установлением контакта глаза в глаза, при последующем непосредственном контакте с теплой кожей матери новорожденный испытывает положительные эмоции. Это приводит к снижению сепарационной тревоги, способствует его адаптации к новым внеутробным условиям существования, способствует сохранению диадного единства матери и ребенка, иными словами, формированию бандита (англ. bond – связывать, соединять) как интуитивной незримой связи между ребенком и матерью, возникающей после рождения, благодаря которой они сохраняют общие границы и продолжают оставаться единым целым.
Практический пример
Женщины, проведшие со своими новорожденными не менее часа после родов, также способны узнавать их по запаху. В 69% случаев матери с повязкой, закрывающей глаза, узнают своих младенцев посредством тактильного контакта. Узнают они своих детей и по крику, могут отличить их фотографии от других новорожденных. При разлучении ребенка с матерью в первые часы его внеутробной жизни описываемые феномены не возникают или выражены значительно слабее.
Таким образом, натальный период – процесс родов является важнейшим психофизиологическим процессом, оказывающим существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка, с момента которого начинается процесс адаптации ребенка к окружающему миру, чему способствуют ряд врожденных рефлексов и уход близких взрослых, а в дальнейшем общение с ними.