Процесс познания
Познание универсума, познавательный процесс в целом предполагает прохождение человеком, как субъектом познания, трёх этапов.
Процесс познания
Первый этап — чувственное познание, то есть живое созерцание действительности. Чувственный опыт — ощущения, восприятия, представления — источники знания, связывающие человека с внешним миром. Здесь главную роль играют органы чувств человека — зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Основными формами чувственного познания человека являются его ощущения, восприятия и представления. Форма наполняется ОГЛАВЛЕНИЕм, то есть даёт человеку чувственный результат познания.
Ощущение — чувственное отражение отдельных свойств предметов (ощущение цвета, звука, температуры, веса).
Восприятие — чувственное отражение предмета или явления в целом в данный момент наблюдения, то есть совокупность, единство ощущений об этом предмете или явлении (вид озера, вид Луны, киногерой в фильме).
Представление — это чувственный образ ранее воспринятого предмета или явления, процесса, хранимый нашей памятью (представление игры в футбол, представление езды на автомобиле, представление падения с высоты).
Образное мышление оперирует представлениями, создавая всё более сложные их формы — комбинированные, ассоциативные представления. С помощью различных форм мышления познание выходит за пределы чувственного представления. Даже такое простое суждение как "гвоздика красная", представляет собой форму связи ощущений и восприятий человека на основе понятий о цветах и их окраске. Без понятий человек не может выразить в языке своего чувственного опыта. Вот почему нет "чистого" чувственного созерцания. У человека оно всегда пронизано мышлением. Но нет и "чистого" мышления, так как оно всегда связано с материалом чувственности, хотя бы в форме наглядных образов и знаков.
Живое чувственное созерцание действительности можно считать непосредственным только в том смысле, что оно связывает сознание с миром вещей, их свойств и отношений, но оно обусловлено предшествующей практикой, выработанным языком. Если нет результатов осмысления ощущений, то нет и знания. Сами ощущения — это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Второй этап — логическое познание, то есть отражение объективного мира нашим сознанием. Здесь главную роль играет абстрактное мышление человека посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, дедукции, индукции. Основными формами и результатами логического познания являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятия — это отражение существенных свойств, общих свойств предметов и явлений в словесной форме (понятия: "личность", "животное", "атом", "пространство", "автомобиль").
Суждение — это связь понятий, дающая новое знание (например: техника — это искусственные материальные средства человеческой деятельности; сознание — это свойство высокоорганизованной материи).
Умозаключение — это связь суждений, дающая новое знание (например: только люди обладают сознанием. Я — человек. Следовательно, я обладаю сознанием).
Третий этап — практический, то есть применение знаний в целях осуществления какой-либо деятельности, творчества. Здесь полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности человека. Итогом этого этапа познания выступают результаты деятельности, её продукты. Они могут носить как духовный характер (учения, теории, концепции, доктрины), так и вполне материальный (здания, сооружения, предметы быта и т.п.), хотя правильнее было бы говорить о единстве духовных и материальных результатов человеческой деятельности (любой объект сооружённый человеком, прежде чем стать таковым, был идеально создан человеком в сознании его).
Практика, как единство духовно-материальной деятельности человека имеет важное значение для познания, потому что:
- является основой и источником нашего знания о мире;
- является целью познания, открывающего новый этап познания;
- определяет потребность познания;
- является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность или ложность.
Об этом подробнее будет идти речь во второй части лекции.