Процесс конфликта

Процесс конфликта является его динамической характеристикой в отличие от структурных элементов: источника, субъектов, объекта и предмета конфликта.

Процесс конфликта - это ход развития конфликта по этапам и фазам. Описание динамических характеристик конфликта предполагает рассмотрение регуляторов динамики конфликта, определяющих его возникновение и развитие. Безусловно, различение структурных и динамических параметров конфликта иногда бывает недостаточно четким.

Динамическим характеристикам конфликта уделяется основное внимание в работах по конфликтологии. Во всяком случае вопросы, связанные с динамикой конфликта, рассматриваются в конфликтологической литературе значительно чаще, чем другие. Очевидно, это связано с тем, что именно происходящее в конфликте оказывает решающее влияние на его исход, на разрешение конфликта и его последствия.

Описание динамических характеристик конфликта предполагает внимание к развитию конфликта и требует ответа на два ключевых вопроса: что происходит в конфликте (процессы, возникающие на разных стадиях) и как это происходит (регуляторы этих процессов)?

Обычно считается, что конфликт проходит следующие этапы развития:

- объективное противоречие;

- обострение объективного противоречия;

- конфликтная ситуация;

- инцидент;

- реакция субъектов на конфликт (деструктивная и конструктивная);

- управление конфликтом;

- функциональные и дисфункциональные последствия конфликта;

- урегулирование и разрешение конфликта.

Этапы развития конфликта - периоды в развитии конфликта, отражающие существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до его разрешения. Знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для прогнозирования конфликта, оценки и выбора технологий управления им.

Когда же, собственно, возникает социальный конфликт и что считать его началом? В отечественной литературе эта проблема нашла свое отражение в различении понятий "конфликт" и "объективная конфликтная ситуация". Анализируя ОГЛАВЛЕНИЕ, вкладываемое разными авторами в понятие "конфликтная ситуация", можно сказать, что она в основном интерпретируется как совокупность объективных внешних обстоятельств и условий, способствующих возникновению конфликта. Конфликт, в свою очередь, представляет собой реальное столкновение участников ситуации, их противостояние, началом которого становится осознание ими ситуации как конфликтной, и переход к конфликтному взаимодействию.

Фазы конфликта - это периоды в развитии конфликта, непосредственно связанные с его этапами и отражающие динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения. Основными фазами конфликта являются: начальная фаза; фаза подъема; фаза пика; фаза спада.

Фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в первом цикле может начаться фаза подъема второго цикла с прохождением фаз пика и спада. Затем может начаться третий цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле уменьшаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2).

Рис 2. Фазы конфликта

Таким образом, анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как из некоей совокупности внешних социальных условий возникает конфликт, как происходит само конфликтное взаимодействие и как конфликт разрешается или заканчивается.

Семейный конфликт как многоуровневый социальный процесс

Социальный конфликт может проявляться на разных уровнях: на социетальном (между социальными общностями, между обществом и отдельным его институтом, например семьей); на групповом (между большими и между малыми социальными группами, включая группы родственников) и даже на межличностном. В последнем случае индивиды выступают представителями конкретных социальных общностей, носителями их норм и ценностей, исполнителями институциональных ролей, выразителями своей статусной принадлежности и т. д.

Противостояние в семье представляет собой многоуровневый социальный процесс (табл. 2):

Таблица 2. Уровни формирования и разрешения семейного конфликта

Как видно из табл. 2, на общественном и институциональном уровнях закладываются противоречия, на межличностном и групповом - происходит их проявление в виде конфликтного взаимодействия. Эти уровни не изолированы друг от друга; общественные процессы взаимосвязаны с семейными, семейные - с личностными. Из личностей в конечном итоге складываются семья и общество.

Движущими силами конфликта выступают противоречия, интересы и ценностные ориентации субъектов.

Конфликт - особый вид взаимодействия субъектов: личностей, малых социальных групп. Он представляет собой столкновение разнонаправленных сил и противоборство двух и более противостоящих сторон. Их столкновение вызвано невозможностью одновременного удовлетворения потребностей сторон, предполагает пересечение их интересов, осознание ущемления своих интересов и отношение к противостоящей стороне как противнику и "виновнику" проблемы. Конфликт вытекает из статусных, ролевых, ценностных, нормативных и иных духовных и материальных различий людей. В процессе конфликта происходит разрешение острого противоречия, основанного на несовместимости интересов, целей, ожиданий, взглядов, мотивов, действий людей. Возникновение противоречий в семье неизбежно из-за существования в ней тех или иных проблем, неравенства членов семьи, неравномерности распределения ресурсов и т. п. Конфликтное взаимодействие в семье (как особая форма взаимодействия в процессе конфликта) связано с негативными эмоциями, стрессами, нанесением ущерба и т. д.

Конфликтная ситуация может сложиться объективно, а может быть создана одной из сторон или обеими. В соответствии с субъективным значением участник начинает действовать в конфликте. Причем субъективное отражение конфликтной ситуации не обязательно соответствует действительному положению дел. Ложное восприятие возникает в результате неправильного истолкования слов и поступков других людей. Различия в интерпретации чужих поступков во многом определяются различиями культур, норм общения.

Интерпретации конфликта многообразны. Чем больше в языке синонимов, тем больше различий в трактовке людьми одного и того же понятия, описывающего то или иное явление. Семантический анализ понятия "конфликт" позволяет выделить множество его синонимов: расхождение, разногласие, трения, противоречие, противопоставление, дисгармония, диссонанс, антагонизм, протест, размолвка, разлад, натянутые отношения, столкновение, спор, препирательство, ссора, раздор, конфронтация, противостояние, противоборство, коллизия, схватка, отказ и т. д. Такое разнообразие трактовок свидетельствует о том, что каждая социальная группа и отдельные ее представители могут считать конфликтом различные виды взаимоотношений.

Следовательно, конфликт в повседневном семейно-родственном взаимодействии создается субъектами на основе объективно сложившейся в обществе и институте семьи противоречивой ситуации. Если стороны считают ситуацию их взаимодействия в семье конфликтной, то они осуществляют соответствующие их представлению о конфликте социальные действия. Истолкование ситуации и действий как конфликтных обусловлено тендерными, поколенческими, культурными, институциональными, групповыми и даже индивидуальными социальными ценностями и нормами.

Конфликту предшествует противоречие; при этом конфликт определяется как стадия его значительного обострения и одна из крайних форм разрешения обостренного противоречия вовлеченными в него субъектами. По способу существования противоречия предстают как социальные тождества, социальные различия и социальные противоположности. На первоначальной стадии, зарождаясь в виде возможности, противоречие выступает как тождество, включающее в себя несущественные различия. На следующей стадии, в составе диалектического тождества, нарождаются и углубляются существенные различия. В процессе последующего развития, на его третьей стадии, существенное различие может перерасти в противоположность. Социальная противоположность ведет к конфликту между людьми, выражающемуся в столкновении их коренных интересов. То есть противоречия начинаются с несущественных различий, которые под влиянием разнообразных факторов перерастают в существенные, доходящие до противоположных свойств и тенденций.

Э. Гидденс отмечает, что противоречие и конфликт связаны напрямую в тех случаях, когда индивиды сталкиваются с искаженными последствиями собственных действий или считают их вполне вероятными. Искаженные последствия представляют собой непредвиденные результаты, которые могут быть вызваны ситуацией структурного противоречия. Вызывая "обратный эффект", искаженные результаты порождают у индивидов депрессию, чувство разочарования, негодования, удрученное состояние, а потому потенциальную готовность к борьбе. Однако эти последствия не являются единственными причинами конфликта. Общие условия, стимулирующие его возникновение, следует искать в связи, существующей между противоречием и коллективными интересами. Способностью контролировать условия воспроизводства системы, сводя к минимуму возможные конфликты, обладает государство.

Эти взгляды Э. Гидденса подчеркивают взаимосвязь объективных, структурных противоречий в обществе с субъективным их восприятием как негативных для личности, что в совокупности способно вызвать конфликт. Кроме того, ученый указывает на главный источник регулирования социальных конфликтов - государство.

С позиций субъектно-деятельностного подхода конфликт в семье может быть определен как противоборство (активное противоречие) самоопределяющихся субъектов. Поскольку самоопределение и противоборство в этом самоопределении происходят у индивидов и их групп постоянно, повседневно, конфликт является нормальным и массовидным феноменом, а не экстремальным, предельным случаем обострения социальных противоречий. Данная трактовка применима к конфликту в семье, однако при этом учитывается наличие и конструктивной, и деструктивной сторон конфликта.

Семейный конфликт - это определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования, посредством которого они разрешаются. Семейный конфликт включает в себя противоречия между супругами, между родителями и детьми, другими родственниками. Конфликт возникает по поводу выполнения семьей ее функций, по поводу структуры семейных отношений, определения семейных целей и задач развития на каждой стадии жизненного цикла семьи, системы семейных ценностей и ее соответствия индивидуальным ценностям членов семьи.

Можно классифицировать конфликты в семье на горизонтальные (между супругами, между братьями и сестрами и т. п.) и вертикальные (между родителями и детьми, между прародителями и внуками и т. д.). Горизонтальные конфликты возникают внутри поколения, вертикальные - между поколениями. У участников вертикальных конфликтов глубже неравенство статусов, больше выражена иерархия в отношениях и т. д.

По исследованиям Н.В. Шахматовой, для внутрипоколенческих отношений характерны относительно стабильные не только статусные, но и эмоциональные контакты, которые могут сохраняться и переноситься во времени (в течение всей жизни) и в социальном пространстве (на социальные институты). Отношения между сверстниками более демократичны, чем межпоколенческие отношения, для внутрипоколенческой интеграции более характерны отношения равенства.

Межпоколенческий конфликт может возникнуть между родственниками, принадлежащими к разным поколениям в семье и/или в обществе, независимо от того, совместно проживают субъекты конфликта или раздельно. Родители и дети, прародители и внуки имеют принципиальные социальные различия в силу принадлежности к разным историческим эпохам развития общества. До определенного предела семья нейтрализует эти различия и способствует компромиссу между поколениями, у которых ориентация на ценности сверстников часто не менее велика, чем на ценности родственников. Семья же внутренне разобщенная, с неустойчивыми брачно-семейными связями, длительное время развивающаяся в нестабильном обществе, имеет серьезные затруднения в регуляции взаимоотношений.

Одним из показателей наличия конфликта в семье является социальная напряженность во взаимодействии индивидов. Социальная напряженность - это индикатор конфликта, который отражает определенное духовное состояние индивидов и социальных групп, их эмоции, неудовлетворенность существующим положением. Невозможность или нежелание мирным путем и с максимальной выгодой договориться и решить стоящие перед субъектами проблемы усиливает дисгармонию во взаимоотношениях родственников. Напряженность стимулируется также убежденностью каждой из сторон в собственной правоте и "вине" противника.

В основе аккумулирования потенциала социальной напряженности лежит неудовлетворенность, возникающая как результат несоответствия, рассогласования ценностей, интересов, потребностей различных социальных субъектов и первый шаг на пути осознания ими реального противоречия.

Количественным индикатором напряженности выступает увеличение числа дестабилизирующих факторов и ситуаций во взаимодействии в семье, увеличение периода деструктивных отношений. Качественные индикаторы напряженности свидетельствуют об изменениях в содержании отношений между субъектами, в содержательных характеристиках самих субъектов, в переходе от конструктивных форм разрешения проблем в семье к деструктивным (сопряженным с насилием, изоляцией, пренебрежением семейными обязанностями и т. п.).

ОГЛАВЛЕНИЕ напряженности связано с социальной дезинтеграцией, отсутствием солидарности взаимодействующих личностей и групп, девиацией, иногда с аномией, утратой социальной идентичности, депривацией и фрустрацией основных потребностей личности, семьи, социальным кризисом. Напряженность предшествует конфликту и при соответствующих условиях может перерасти в конфликт.

Процесс перерастания социальной напряженности в конфликт в семье включает следующие этапы:

1) усиление неудовлетворенности супругов, родителей, детей условиями своего взаимодействия;

2) обнаружение причинно-следственной связи между объективными противоречиями и деятельностью других членов семьи, вызывающее межличностную напряженность;

3) усиление напряженности, трансформирующейся в конфликтный потенциал;

4) аккумулирование конфликтного потенциала и его переход в открытый конфликт.

Конфликтное взаимодействие в семье является процессом, развивающимся по циклической схеме, которая состоит из нескольких стадий: предконфликтной стадии, стадии инцидента и конфликтного противодействия сторон, стадии завершения конфликта и проявления его последствий. На любой из стадий конфликт может быть разрешен, приостановлен или, напротив, усугублен. В случаях неразрешенного конфликта возможно возникновение в семье новых конфликтных ситуаций.

Процесс противостояния в семье является нелинейным. Он протекает с меняющейся скоростью и направленностью: возможны его эскалация и деэскалация, "повороты вспять" (возвращение на предыдущие стадии) и "отклонения в сторону" (переключение на другие объекты, создающее эффект наслаивания проблем). Кроме того, конфликт в семье является дискретным, прерывистым процессом, т. е. возможны приостановки, "затухание" конфликтного взаимодействия и его возобновление. Сложная динамика конфликта создает дополнительные трудности в его регулировании, изменчивость и неоднозначность его последствий.

В различных теоретических подходах конфликт объясняется и как функциональный процесс, и как дисфункциональный.

Наиболее полно первым осветил этот вопрос Г. Зиммель. Его работа "Конфликт" строилась вокруг главного тезиса о том, что конфликт - это форма социализации. Ни одна группа не бывает полностью гармоничной, ибо в таком случае она была бы лишена движения и структуры. Группам необходима как гармония, так и дисгармония, как ассоциация, так и диссоциация; конфликты внутри групп не являются исключительно разрушительными факторами. Образование группы есть результат процессов обоего вида: и позитивный, и негативный факторы создают групповые связи. Конфликт, так же как и сотрудничество, обладает социальными функциями. Определенный уровень противоречивости является существенной составляющей как процесса становления группы, так и ее устойчивого существования. Теоретические положения Г. Зиммеля служат методологическими предпосылками изучения конфликта в семье как функционального процесса.

По мнению Г. Зиммеля, противоречие и конфликт не только предшествуют единству, но и присутствуют в нем в каждый момент его существования. Конфликт предназначен для преодоления разрушительных дуализмов. Снимая напряжение между контрастами, конфликт является одним из способов достижения единства.

Иначе говоря, отсутствие конфликта в семейном взаимодействии не есть показатель его прочности и стабильности, отсутствия в нем потенциально разрушительного напряжения и слабости интеграции. Для стабильных семейных отношений не чужды конфликтные ситуации и противодействия; напротив, их избегание свидетельствует о скрытой напряженности, недоверии, опасении, неустойчивости и полного разрыва отношений в семье.

Функциональный анализ конфликта в семье базируется на выдвинутых Р. Мертоном основных постулатах функционального анализа: стандартизированные социальные действительности или же элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; все эти социальные и культурные элементы выполняют социальные функции; социальные функции тем самым являются необходимыми (курсив Р. Мертона).

"Функция" - одно из центральных понятий, связанное с описанием конфликта как процесса. Во-первых, конфликт есть следствие функционального воздействия компонентов систем более высокого порядка. Во-вторых, элементы структуры конфликта связаны функциональными зависимостями; целостность конфликта как структуры поддерживается функциональными взаимосвязями. В-третьих, конфликт оказывает функциональное воздействие на внешнюю по отношению к нему среду, на его участников и на их отношения с внешней социальной и материальной средой.

Конфликт в семье обладает важными функциями для его субъектов, их социального взаимодействия, для семьи и общества в целом. Под социальной функцией конфликта в семье понимается его конструктивная роль в развитии семьи и общества, которая в основном проявляется в динамике конфликта, в совокупности его позитивных последствий. Именно наличие социальных функций приводит к тому, что конфликт не только время от времени возникает в отдельно взятой семье, но и в целом воспроизводится в человеческой культуре. При этом внимание к функциональным аспектам конфликта не означает отрицания того, что некоторые его формы разрушают групповое единство, ведут к дезинтеграции индивидов и дестабилизации института семьи.

Более того, конфликт обладает функциональными изменениями: функции могут трансформироваться в дисфункции, и наоборот; степень выраженности и скорость изменения той или иной функции способны варьировать. В результате таких изменений могут сформироваться новые социальные ситуации, явления, институты, процессы, отношения людей или же новые характеристики институтов, организаций и т. д.

В семье конфликт является многомерным - функционально-дисфункциональным - процессом. Это означает то, что у конфликта есть не только функциональные, но и дисфункциональные свойства, которые в разных ситуациях весьма противоречиво сочетаются друг с другом и проявляются неоднозначно по отношению к личности, семье, обществу.

Конфликт претерпевает изменения как в направлении усиления функций, так и в направлении возрастания дисфункций. Конструктивные и деструктивные изменения семейных отношений возможны на каждом уровне: общественно-институциональном, межличностно-групповом. Необходимы и возможны регулируемые изменения взаимоотношений в семье.

На основании изложенного можно сделать ряд выводов относительно конфликта в семье.

Конфликт в семье представляет собой процесс обострения, столкновения и разрешения противоречий между супругами, родителями и детьми, между прародителями и внуками, другими близкими родственниками.

Противостояние в семье представляет собой многоуровневый социальный процесс. На общественном и институциональном уровнях закладываются противоречия, на межличностном и групповом - происходит их проявление в виде конфликтного взаимодействия. Движущие силы этого процесса: противоречия, интересы и ценностные ориентации субъектов. Конструктивные и деструктивные изменения семейных отношений возможны на каждом уровне.

Существуют такие разновидности конфликта в семье, как горизонтальный - между сторонами, примерно равными по статусу (муж и жена, брат и сестра и т. д.); вертикальный, для которого характерны отношения субординации, связанные с социальной дистанцией и неравенством сторон (между родителями и детьми, прародителями и внуками и т. п.).

Конфликтную ситуацию в семье создают субъекты взаимодействия на основе объективных противоречий. Под конфликтом его участниками понимаются такие социальные ситуации и действия, как расхождение во взглядах, непонимание друг друга, противоречие интересов, несогласие с противоположной стороны, напряженное взаимодействие и противодействие сторон, конфронтация, столкновение, противоборство мнений, антагонизм, разрыв отношений и т. п.

Существенную роль играют осознание людьми противоречий как личностно и семейно значимых и интерпретация сложившейся ситуации и действий противоположной стороны как конфликтных. Такая интерпретация детерминирована социальными нормами (прежде всего, тендерными, поколенческими, семейными), которых придерживаются субъекты. Конфликт в семье имеет ситуационное и событийное измерения. Индикаторы конфликта: наличие противоречий, осознание их членами семьи, напряженные отношения, взаимные противодействия.

Возможно также сочетание конфликта по одним вопросам и, напротив, согласия - по другим.

Конфликте семье является многомерным, нелинейным, дискретным функциональным процессом. Он претерпевает изменения как в направлении усиления функций, так и в направлении возрастания дисфункций под влиянием различных факторов. Этот конфликт обладает определенной структурой, динамикой, функциями, дисфункциями и способами регулирования.