Процессы адаптации и контрадаптации
Исходя из понимания организации как системы, ее функционирование, в конечном счете, подчинено двум императивам:
• необходимости найти наиболее приемлемые способы сосуществования с внешним окружением с целью получения ресурсов и обеспечения своего выживания;
• стремлению навязать внешнему окружению свои правила игры, изменить внешнюю среду под себя, подобно тому, как отдельный человек пытается изменить окружающий мир в соответствии со своими ценностями.
Реализация данных императивов находит свое отражение в процессах адаптации и контрадаптации. Что касается адаптации, то по ее поводу в научной литературе имеется немало материалов. Собственно, вся изначальная философия маркетинга как особой сферы функционирования компании сводилась именно к попыткам наилучшим образом приспособить производственно- сбытовую деятельность компании к запросам внешней, прежде всего клиентской, среды. Вне адаптации нет возможности выжить. Причем адаптация к стабильному окружению принципиально отличается от адаптации к окружению, где протекают плохо прогнозируемые, турбулентные процессы. В этом плане адаптация фирм начала XX в. заметно отличается от адаптации современных организаций, которые вынуждены приспосабливаться не к какому-то определенному состоянию среды, а к тому, что эта среда постоянно меняется. Фактически организации реализуют принципы адаптации по отношению к окружению, которое в принципе блокирует традиционные способы приспособления. Сегодня адаптация – это не "ответ на", а "готовность к". В условиях быстроразвивающейся технологии и глобального рынка организации формируют свои структуры с целью противостояния любым непредвиденным сложностям на пути реализации своих стратегий.
Базовой целью процесса адаптации служит нахождение наиболее удачного варианта системы обменов с внешней средой. Организация стремится получить максимум ресурсов на наиболее выгодных условиях и реализовать свой продукт с максимумом дохода, который может быть измерен не только в экономико-финансовых, но и социально-культурных единицах. Нахождение оптимальной пропорции "доход/ресурсы" означает обретение эффективности, и именно в рамках процесса адаптации категория эффективности может быть рационально применена к деятельности организаций.
Задачами адаптации для организационной системы следует считать:
• ограничение внешнего окружения, прежде всего, рынка (ведь ко всем процессам, которые имеют место в сегодняшнем мире, адаптироваться в принципе невозможно);
• по возможности доскональное исследование данного ограниченного фрагмента;
• выработка особых механизмов взаимовыгодного обмена с внешним окружением;
• создание буферных механизмов, способных гасить негативные воздействия внешней среды на организацию.
Процесс контрадантации иной. Структуры, созданные на его основе, способствуют реализации творческого воздействия организации на внешнее окружение. Наиболее ярко такое воздействие можно увидеть у многонациональных компаний, которые не только распространяют свое влияние на весь мир, но и пытаются изменить даже культуры отдельных народов.
Базовой целью контрадаптации служит трансформация внешнего окружения, осуществленная согласно внутренним законам фирмы. Задачами контрадаптации являются:
• определение возможностей расширения организацией своего сегмента внешней среды, выход за пределы, очерченные процессом адаптации;
• изучение своих внутренних возможностей для осуществления изменений во внешнем окружении;
• создание специальных механизмов и структур, способных вызывать изменения во внешней среде и преодолевать ее сопротивление;
• поиск сопутствующих процессов во внешней среде для максимального расширения своего воздействия.
Можно сделать предположение о том, что если процесс адаптации связан по преимуществу с распространением внутри организации горизонтальных связей (организация как бы расползается в попытке наилучшим способом приспособиться к рынку), то процесс контрадаптации создает внутри организации четкую вертикаль (организация, как игла, "впивается" в рынок, заставляя его подстраиваться под себя). Именно вертикальные связи уподобляют организацию машине для выполнения воли руководства, а направления воздействия на внешнюю среду вырабатываются как раз руководством компании. Идея одного или нескольких человек, положенная в основу организационной деятельности, способна изменить внешнее окружение. Вертикаль власти – это не только реализация требования внутренней координации, это еще и мощное оружие, способное покорять внешнее окружение.
Ни одну организацию нельзя представить себе без вертикали власти. Даже современная плоская "холмообразная" структура, рассмотренная в предыдущей главе, все равно характеризуется наличием вертикали, пусть даже сильно укороченной. "В любой фирме лица, наделенные правом принятия решений, – обычно высшее руководство – в совокупности обладают широкими полномочиями, позволяющими им на законном основании отдавать те распоряжения относительно ведения дел фирмы, которые они считают уместными, и требовать их выполнения"[1].
Если организация заботится только о своем выживании, она для этой цели может распасться на сотни протоорганизмов, маленьких клеточек, которые будут способны приспособиться к любым условиям. Но такая организация никогда не будет в силах изменить мир, в котором существует. Организация же, создающая хотя бы небольшую вертикаль власти, будет способна преобразовывать окружающее ее пространство, масштабно реализовывать идеи, прямо не вытекающие из развития внешнего окружения, а привнесенные в него разумом отдельных людей, прежде всего из числа руководителей организации.
Управление организацией и создание организационных структур в этом плане связаны нахождением оптимального баланса между процессами адаптации и контрадаптации. С одной стороны, организация, если она претендует на какую-либо значимую роль в обществе, должна строить вертикальные связи и при их
построении исходить из своих собственных стратегий и приоритетов. С другой стороны, излишняя "вертикализация" компании чревата самыми серьезными кризисами. Противопоставляя себя внешнему окружению, организация должна четко соразмерять свои силы, иначе ее постигнет участь предельно вытянувшихся вверх по вертикали пирамидальных организаций начала XX в.
Организационные структуры, в конечном счете, всегда представляют собой определенное сочетание вертикальных и горизонтальных связей. Их построение не в последнюю очередь связано с миссией фирмы, с желанием руководства либо максимально приспособиться к внешнему окружению либо произвести в нем изменения.