Процедуры финансового планирования

В прогнозных бизнес-планах корпораций США, составляемых на три – пять и более лет, раздел "Финансы" содержит следующие пункты:

• общая политика управления оборотным капиталом (денежными активами, запасами и дебиторской задолженностью);

• дивидендная политика;

• инвестиционная политика;

• денежный бюджет;

• потребность во внешнем финансировании;

• прогнозная финансовая отчетность;

• учетная политика;

• система управленческого контроля.

Западные корпорации составляют следующие виды финансовых планов:

• прогноз баланса активов и пассивов;

• прогноз отчета о финансовых результатах;

• прогноз отчета о движении денежных средств;

• прогноз ключевых финансовых показателей (объема продаж; издержек производства с выделением условно-переменных и условно-постоянных расходов; прибыли; рентабельности активов; собственного капитала и продажи товаров);

• долгосрочный бюджет капитальных вложений и оценка инвестиционных проектов;

• долговременная стратегия финансирования корпорации.

Разработка бюджета капиталовложений предполагает:

• классификацию инвестиционных проектов;

• сравнение и оценку альтернативных проектов при помощи показателей чистого приведенного эффекта, дисконтированного индекса доходности, дисконтированного периода окупаемости, внутренней нормы доходности и других параметров;

• выбор наиболее эффективных проектов.

Сущность долгосрочной стратегии финансирования

заключается:

• в установлении источников долгосрочного финансирования (банковский кредит, облигационные займы, финансовый лизинг, эмиссия акций и др.) и способов использования ресурсов;

• выборе способов увеличения долгосрочного капитала при минимальных затратах на его привлечение;

• проведении рациональной эмиссионной политики.

Процесс финансового планирования в корпорациях России включает ряд этапов:

• анализ финансовых показателей за предыдущий период исходя из данных бухгалтерской отчетности;

• разработку краткосрочных финансовых планов (бюджетов);

• составление долгосрочных финансовых планов с горизонтом в один год и на более длительный период;

• реализацию планов и контроль за их выполнением.

Вместе с тем принципы, положенные в основу финансового планирования в России и за рубежом, идентичны. Однако у отечественных корпораций возникают трудности в использовании учетных и статистических данных из-за несопоставимости либо недостаточности информативных источников. Сложность прогнозирования финансовых показателей определяется также нестабильностью в российском законодательстве и экономической политике государства.

Система финансового планирования призвана обеспечить определенную стабильность деятельности корпорации. Она включает:

• комплекс локальных бюджетов структурных подразделений (филиалов) корпорации;

• сводный (консолидированный) бюджет доходов и расходов корпорации в целом.

В систему бюджетного планирования входят:

• процессы формирования бюджетов;

• ответственность за формирование и использование средств бюджетов;

• процессы согласования, утверждения, контроля исполнения бюджетов в соответствии с разработанным бюджетным регламентом.

Бюджетный регламент (руководство по бюджету) – набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру корпорации, разделение прав, обязанностей и ответственности менеджмента по вопросам бюджетного управления.

Основные преимущества бюджетного планирования в корпорациях по сравнению с традиционным подходом заключаются в следующем:

• помесячное составление бюджетов структурных подразделений обеспечивает более достоверные показатели объемов и структуры доходов, расходов и капитала, чем в ныне действующей отчетности;

• в рамках утвержденных месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляют большую самостоятельность в расходовании средств на оплату труда;

• минимизация числа показателей бюджетов позволяет снизить затраты рабочего времени менеджмента;

• бюджетное планирование позволяет экономить денежные ресурсы, что особенно важно при выходе из кризисного состояния.

Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности корпорации и его структурных подразделений необходимо составлять следующую сквозную систему бюджетов:

• бюджет материальных затрат;

• бюджет потребления энергии;

• бюджет фонда оплаты труда;

• бюджет амортизационных отчислений;

• бюджет прочих расходов;

• налоговый бюджет;

• бюджет погашения банковских кредитов и др.

Данная система охватывает практически весь денежный оборот корпорации.

Сводный бюджет корпорации представляет собой совокупность бюджетов структурных подразделений (филиалов), налогового и кредитного бюджетов. В связи с этим финансовому менеджеру целесообразно добиваться более активного участия структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При этом необходимо использовать принцип декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией вышестоящего, т.е. бюджеты подразделений и центров финансовой ответственности входят в сводный (консолидированный) бюджет корпорации.

Оптимальным считают такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходному разделу.