Процедуры финансового планирования
В прогнозных бизнес-планах корпораций США, составляемых на три – пять и более лет, раздел "Финансы" содержит следующие пункты:
• общая политика управления оборотным капиталом (денежными активами, запасами и дебиторской задолженностью);
• дивидендная политика;
• инвестиционная политика;
• денежный бюджет;
• потребность во внешнем финансировании;
• прогнозная финансовая отчетность;
• учетная политика;
• система управленческого контроля.
Западные корпорации составляют следующие виды финансовых планов:
• прогноз баланса активов и пассивов;
• прогноз отчета о финансовых результатах;
• прогноз отчета о движении денежных средств;
• прогноз ключевых финансовых показателей (объема продаж; издержек производства с выделением условно-переменных и условно-постоянных расходов; прибыли; рентабельности активов; собственного капитала и продажи товаров);
• долгосрочный бюджет капитальных вложений и оценка инвестиционных проектов;
• долговременная стратегия финансирования корпорации.
Разработка бюджета капиталовложений предполагает:
• классификацию инвестиционных проектов;
• сравнение и оценку альтернативных проектов при помощи показателей чистого приведенного эффекта, дисконтированного индекса доходности, дисконтированного периода окупаемости, внутренней нормы доходности и других параметров;
• выбор наиболее эффективных проектов.
Сущность долгосрочной стратегии финансирования
заключается:
• в установлении источников долгосрочного финансирования (банковский кредит, облигационные займы, финансовый лизинг, эмиссия акций и др.) и способов использования ресурсов;
• выборе способов увеличения долгосрочного капитала при минимальных затратах на его привлечение;
• проведении рациональной эмиссионной политики.
Процесс финансового планирования в корпорациях России включает ряд этапов:
• анализ финансовых показателей за предыдущий период исходя из данных бухгалтерской отчетности;
• разработку краткосрочных финансовых планов (бюджетов);
• составление долгосрочных финансовых планов с горизонтом в один год и на более длительный период;
• реализацию планов и контроль за их выполнением.
Вместе с тем принципы, положенные в основу финансового планирования в России и за рубежом, идентичны. Однако у отечественных корпораций возникают трудности в использовании учетных и статистических данных из-за несопоставимости либо недостаточности информативных источников. Сложность прогнозирования финансовых показателей определяется также нестабильностью в российском законодательстве и экономической политике государства.
Система финансового планирования призвана обеспечить определенную стабильность деятельности корпорации. Она включает:
• комплекс локальных бюджетов структурных подразделений (филиалов) корпорации;
• сводный (консолидированный) бюджет доходов и расходов корпорации в целом.
В систему бюджетного планирования входят:
• процессы формирования бюджетов;
• ответственность за формирование и использование средств бюджетов;
• процессы согласования, утверждения, контроля исполнения бюджетов в соответствии с разработанным бюджетным регламентом.
Бюджетный регламент (руководство по бюджету) – набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру корпорации, разделение прав, обязанностей и ответственности менеджмента по вопросам бюджетного управления.
Основные преимущества бюджетного планирования в корпорациях по сравнению с традиционным подходом заключаются в следующем:
• помесячное составление бюджетов структурных подразделений обеспечивает более достоверные показатели объемов и структуры доходов, расходов и капитала, чем в ныне действующей отчетности;
• в рамках утвержденных месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляют большую самостоятельность в расходовании средств на оплату труда;
• минимизация числа показателей бюджетов позволяет снизить затраты рабочего времени менеджмента;
• бюджетное планирование позволяет экономить денежные ресурсы, что особенно важно при выходе из кризисного состояния.
Для организации эффективной системы бюджетного планирования деятельности корпорации и его структурных подразделений необходимо составлять следующую сквозную систему бюджетов:
• бюджет материальных затрат;
• бюджет потребления энергии;
• бюджет фонда оплаты труда;
• бюджет амортизационных отчислений;
• бюджет прочих расходов;
• налоговый бюджет;
• бюджет погашения банковских кредитов и др.
Данная система охватывает практически весь денежный оборот корпорации.
Сводный бюджет корпорации представляет собой совокупность бюджетов структурных подразделений (филиалов), налогового и кредитного бюджетов. В связи с этим финансовому менеджеру целесообразно добиваться более активного участия структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета. При этом необходимо использовать принцип декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией вышестоящего, т.е. бюджеты подразделений и центров финансовой ответственности входят в сводный (консолидированный) бюджет корпорации.
Оптимальным считают такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходному разделу.