Процедура обсуждения в Суде
По завершении слушаний Суд приступает к рассмотрению своего решения. Такое рассмотрение проходит на закрытых заседаниях.
Сначала судьи проводят предварительный обмен мнениями, в ходе которого председатель в общем виде определяет вопросы, которые, по его мнению, требуют обсуждения и решения Суда.
Затем каждый судья готовит письменную записку с изложением своего мнения по делу, своего рода предварительное мини-решение. Эта записка переводится и распространяется среди других судей, что дает им возможность получить представление о возможном мнении большинства.
Через несколько недель проводится второе расширенное обсуждение, по завершении которого на основе мнений, выраженных всеми судьями, Суд учреждает Редакционный комитет в составе двух судей, мнение которых наиболее полно отражает мнение очевидного большинства, и председателя, если только, как представляется, его мнение не относится к мнению меньшинства. Этот комитет готовит проект решения, распространяемый среди судей, которые могут представить в письменном виде предлагаемые поправки.
Рассмотрев эти поправки, Редакционный комитет готовит новый проект. Суд проводит первое чтение этого проекта, после чего в текст могут вноситься дополнительные изменения. Затем следует второе чтение.
Окончательное голосование проводится после принятия окончательного текста во втором чтении. Судьи голосуют устно "за" или "против" в обратном порядке старшинства. Воздерживаться нельзя. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес. Если решение касается не связанных между собой вопросов, но каждому из них может проводиться отдельное голосование. По своему желанию судьи могут прилагать к решению заявления с изложением позиции или отдельное или особое мнение с разъяснением мотивов их голосования.
Обсуждения в Суде являются закрытыми, однако решение оглашается на открытом заседании.
Процесс принятия Судом решения призван отвечать требованиям согласованности и скоординированности с акцептом на его коллективный характер. В соответствии с этим подходом судьи, прилагающие отдельные или особые мнения, продолжают в полной мере участвовать в обсуждениях и оказывать влияние на ОГЛАВЛЕНИЕ решений Суда, с тем чтобы оно во всех отношениях было решением Суда в целом.Время, необходимое Суду для принятия окончательного решения.
Как правило, окончательное решение выносится но прошествии трех-шести месяцев после окончания слушаний, в зависимости от сложности дела или наличия более срочной работы.
Решение оглашается председателем (или вице-председателем, когда он действует в качестве председателя) на открытом заседании в Большом зале правосудия Дворца мира в присутствии всех членов Суда.
Средняя продолжительность рассмотрения дела в Суде составляет четыре года.
Суд по самой своей природе не может действовать быстро — за исключением случаев, когда принимается постановление о временных мерах или необходимо срочно вынести консультативное заключение. Судебные разбирательства, во время которых используются различные методы систем общего и континентального права, были задуманы таким образом, чтобы Суд мог рассматривать дела на самом высоком профессиональном уровне, при этом следует учитывать и то, что в разбирательствах участвуют 15 или более судей. Существуют объективные пределы скорости разбирательств в Суде, поскольку стороны в спорных делах являются суверенными государствами.
Одной из главных причин удлинения временных параметров судебного разбирательства является увеличение числа и объема состязательных бумаг. Кроме того, Суду все чаще приходится рассматривать "дела в рамках дел", т.е. дела, сопряженные с побочными разбирательствами.
Возникающие в этой связи задержки усугубляются бюджетными ограничениями, при этом ресурсы Секретариата — правовые, лингвистические и административные — являются очень ограниченными.
Вместе с тем Суд принял меры для ускорения темпов работы и повышения результативности.