Противоречия процесса глобализации экономики

Развитие глобализации экономики как закономерного, объективно обусловленного, но внутренне противоречивого процесса, в котором участвует множество разнообразных субъектов со своими собственными экономическими интересами, находит свое проявление в широком круге противоречий собственно глобализации экономики. К их числу можно отнести следующие противоречия.

1. Противоречия между странами и/или группами стран.

Прежде всего это относится к противоречиям между группой ведущих развитых стран с рыночной экономикой (стран так называемого "золотого миллиарда"), которые получают максимальный экономический эффект от глобализации (глобальный выигрыш), и остальными странами, прежде всего наименее развитыми. Следует, вместе с тем, отметить, что углубление разрыва в уровнях социально-экономического развития между "богатым Севером" (группой ведущих развитых стран с рыночной экономикой) и "бедным Югом" (основная масса развивающихся стран) началось еще до перехода к этапу глобализации мировой экономики. По имеющимся оценкам, с 1820 г. по 2000 г. средний объем ВВП на душу населения в странах современного богатого Севера возрос более чем в 19 раз, а в остальных регионах мира - лишь в 5,5 раза.

Глобализация в широком смысле (в том виде, в котором она осуществляется в настоящее время) сохраняет и воспроизводит кардинальные различия в уровнях социально-экономического и политического развития (дополняемые различиями в образе жизни, в отношении к основным проблемам бытия, в системе жизненных ценностей). К началу XXI в. ведущие индустриально развитые страны мира, на которые приходилось 15% населения Земли, контролируют более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. При этом некоторые из них открыто игнорируют интересы других стран и человечества в целом - как, например, США, потребляющие львиную долю мировых топливно-сырьевых и энергетических ресурсов и вышедшие при этом из Киотского соглашения о сотрудничестве в охране окружающей среды. События в Ираке в 2003 г. показали, что в борьбе за мировые ресурсы США считают вполне возможным использовать и военную силу. Эти обстоятельства должна учитывать и наша страна в своей внешней и внутренней политике.

Фактически развитыми странами с рыночной экономикой в рамках процесса глобализации реализуется политика так называемых двойных стандартов, когда эти страны, взяв на себя роль флагманов глобализации и ответственность за развитие мирового сообщества в целом, стремятся проводить политику глобализации в своих собственных интересах, ущемляя при этом национальные интересы основной массы развивающихся стран и, в значительной мере, стран с переходной экономикой. Реализация глобализации в ее современной модели может привести к формированию нового мирового порядка, основанного на асимметричной взаимозависимости, когда основными субъектами этого процесса являются ведущие страны мира, а объектами (в значительной мере) - все остальные страны мира.

Размышляем самостоятельно. Испытывает ли Россия в настоящее время на себе воздействие политики так называемых "двойных стандартов"? В чем конкретно это проявляется?

К этой же группе противоречий относятся и противоречия внутри самой группы ведущих стран мира, возможное появление в перспективе в ней новых государств (например, Китая, Индии, доля которых в мировом ВВП, промышленном производстве, инвестициях, международной торговле товарами и услугами и т.д. неуклонно растет).

2. Противоречия между странами (или группами стран) и соответствующими международными институтами (например, МВФ, Всемирным банком, ВТО).

Деятельность этих международных институтов по координации политики ведущих стран мира оказывает определенное позитивное воздействие на мировое экономическое развитие, и в принципе реализуемая в результате их деятельности большая свобода трансграничного движения факторов производства, товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности может оцениваться положительно. Однако возникают новые угрозы дестабилизации мировой экономики в связи с либерализацией внешнеэкономических связей, снятием барьеров для трансграничного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, которые требуют принятия соответствующих, согласованных странами мира (а не только узкой группой ведущих стран) решений. Особую остроту (как показали кризисные явления второй половины 90-х гг. XX в. в Юго-Восточной Азии, Бразилии, Аргентине) приобретают противоречия, связанные с крупномасштабными неконтролируемыми потоками спекулятивных капиталов.

3. Противоречия между отдельными странами, с одной стороны, и ТНК, ТНБ и мировыми финансовыми центрами - МФЦ - с другой.

Одной из характерных тенденций в развитии современной теории глобализации (так называемое гиперглобалистское направление) является принижение роли государства и, соответственно, национально-государственных интересов. Сторонники гиперглобализма в современной экономической теории считают, что карта современного мира - это в большей степени "карта транснациональных корпораций", чем традиционная политическая карта мира, представленная государствами. Действительно, ТНК и ТНБ в настоящее время превратились в главную движущую силу процесса глобализации экономики, потеснившую в некоторых регионах мира национальные государства и деформировавшую социально-экономические системы этих стран. Противоречия между ТНК, ТНБ, мировыми финансовыми центрами, с одной стороны, и государствами современного мира, с другой, составляют одно из главных противоречий процесса глобализации мировой экономики.

Одной из попыток сглаживания противоречий между ТНК и теми странами, в которые они инвестируют свой капитал, явилось создание в 1997 г. Всемирного делового совета по устойчивому развитию (World Business Counsil for Sustainable Development), объединяющему 175 ведущих транснациональных корпораций из 35 стран базирования. Эти ТНК взяли на себя обязательства содействовать экономическому росту, поддержанию экологического равновесия и социальному прогрессу тех стран, где действуют их филиалы.

Кроме указанного Всемирного делового совета, созданы и действуют 50 национальных и региональных советов деловых кругов, включающих около тысячи лидеров бизнеса, ориентированных на поддержание устойчивого развития.

Очевидно, что в этих новых условиях должны произойти и существенные изменения в механизмах и инструментарии экономической и правовой деятельности государств современного мира. При этом количество государственного участия в экономике должно смениться его "качеством", когда государства используют более современные и эффективные методы управления в условиях нарастающей открытости национальной экономики. Государства уделяют все больше внимания внешнеэкономическим аспектам макроэкономического регулирования (валютному курсу, платежному балансу, таможенной политике и др.). Кроме этого, идет процесс интернационализации в таких традиционно "внутренних" сферах регулирования, как налогообложение, страхование, социальная политика в целом, трудовое законодательство, образование и профессиональная подготовка и переподготовка кадров. При этом правительствам приходится учитывать, какие процессы в данных сферах происходят у стран-конкурентов. На практике конкуренция корпораций дополняется конкуренцией национальных правительств, а государственное регулирование становится все более конкурентным, состязательным процессом.

4. Противоречия между самими крупнейшими ТНК, ТНБ и МФЦ.

Эти противоречия проявляются практически во всех формах международных экономических отношений - от международной торговли товарами и услугами до международного информационного обмена. Во многих случаях они выступают как противоречия, связанные с монополистической и олигополистической глобальной конкуренцией.

Таким образом, конкурентная борьба выходит на качественно новый - глобальный уровень. Правила игры в этой формирующейся глобальной экономике определяются в результате взаимодействия трех основных сил:

■ глобализирующегося капитала (ТНК + МФЦ);

■ ведущих стран современного мира и их группировок (ЕС, НАФТА, АТЭС);

■ наиболее авторитетных международных экономических организаций (МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.).

Размышляем самостоятельно. С учетом отмеченных тенденций и противоречий процесса глобализации экономики как можно применять к этому процессу основные положения теории конкурентных преимуществ М. Портера?

С учетом вышесказанного видно, что глобализация экономики означает в значительной степени крушение прежних представлений о рынке, который в условиях "свободной игры рыночных сил" сам автоматически регулировал все процессы экономического развития и давал всем рыночным игрокам в одинаковой мере "место под солнцем". В этом смысле надежды на потенциал и возможности процесса глобализации экономики со стороны многих развивающихся и постсоциалистических стран не оправдались. Последствия глобализации экономики для этих стран оказываются далеко не однозначными.

Размышляем самостоятельно. Известный финансист и, одновременно, валютный спекулянт Дж. Сорос писал, что глобализация "открыла людям новые возможности для новаторства и предпринимательства, ускорила глобальный экономический рост", но и принесла целый ряд негативных проявлений. "Во-первых, она предрасположена к кризисам; во-вторых, она усиливает неравенство между богатыми и бедными как внутри стран, так и между ними; она вызывает неправильное распределение ресурсов между частными и государственными интересами". Следует отметить, что негативные последствия глобализации испытал на себе и сам Дж. Сорос, когда в результате кризисных явлений на американском фондовом рынке он понес значительные потери.