Противоправные посягательства на кадровое обеспечение банка
Современный банк, по словам В. М. Усоскина, представляет собой чрезвычайно сложное и рискованное предприятие[1]. Человеческий фактор (ошибки, халатность и нелояльность персонала), по данным исследователей, представляет главную угрозу потерь банка. По этой причине его укомплектованность высокопрофессиональным и надежным персоналом, способным добиваться высокой результативности труда (прибыли), умело защищать права и интересы банка, его вкладчиков и деловых партнеров, – одно из основных условий обеспечения экономической стабильности кредитной организации.
Для формирования личного состава, отвечающего указанным выше условиям, кадровые подразделения банков, как правило, используют собственные специально разработанные методики. Последние включают в себя набор требований к деловым и личным характеристикам работников, описание процедур отбора и приема на работу, планирование мероприятий по обучению, расстановке и воспитанию сотрудников, оценке их профессиональных и личных качеств и другие специфически "кадровые" действия. Несмотря на относительное разнообразие применяемых кадровыми службами приемов и методов, их объединяет общее начало. Все они разрабатываются на основе действующего законодательства. Так, основные требования к деловым и личным характеристикам работников банка сформулированы в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" и конкретизированы в нормативных актах Банка России, квалификационных характеристиках и стандартах профессиональной деятельности в кредитно-финансовой сфере. В соответствии с ними руководители, менеджеры и ряд других представителей персонала банка должны обладать необходимым образовательным цензом, высоким профессионализмом, безупречной личной характеристикой, неукоснительно выполнять требования законодательства, норм деловой и профессиональной этики, соблюдать приоритет интересов клиентов над своими собственными интересами, не иметь конфликтов с законом и деловыми партнерами[2]. Соответствие кадров указанным требованиям является весомой составляющей нематериальных активов банка[3].
Однако кроме общих проблем управленческого характера, процесс кадрового обеспечения включает в себя задачу сугубо специфическую: обеспечение защиты личного состава от неблагоприятного воздействия внешних сил и от иных обстоятельств, способствующих совершению работниками действий, противоречащих интересам банка.
Основным направлением указанной защиты является ограждение банка от проникновения в его личный состав "нежелательных лиц". Это понятие объединяет:
1) субъектов с противоправными корыстными устремлениями;
2) представителей враждебных (или недружественных) банку организаций (в том числе недобросовестных конкурентов); организованных преступных сообществ, а также лиц и структур, занимающихся незаконным получением информации ограниченного доступа.
Представители первой группы действуют, как правило, по собственной инициативе и пытаются проникнуть в кадры банка на свой страх и риск с целью совершения хищений имущества (денег) банка.
Вторая группа субъектов проникает в кадровый состав банка, используя материальные, кадровые и иные ресурсы организаций, которые они представляют. Цели такого проникновения могут быть различными, однако все они противоречат интересам банка.
Пример. В 2009 г. тюменским областным судом осуждены за мошенничество с банковскими картами, а также незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, 15 участников ОПГ, состоявшей из ранее судимых лиц и завербованных ими служащих представительств одного из коммерческих банков в г. Тюмени и Омске. Последние обеспечивали организаторов группы анкетными данными бывших клиентов банка и вносили в электронную клиентскую базу банка ложные сведения о личности заемщиков. Общая сумма ущерба, причиненного банку, составила более 10 млн руб.[4]
Ограждение сотрудников банка от неправомерного воздействия со стороны враждебных (недружественных) организаций и преступных сообществ является одним из важнейших направлений защиты кадрового потенциала. Попытки нанесения ущерба интересам банка путем неправомерного воздействия на персонал могут иметь не вполне очевидный характер. Довольно распространенными, например, являются целенаправленные действия по "сманиванию" (фактическому подкупу) сотрудника банка на работу в другую организацию с целью воспользоваться информацией ограниченного доступа, которой он располагает. Не исключаются действия провокационного характера: умышленное вовлечение работников в совершение противоправных либо общественно порицаемых действий с целью нанесения ущерба деловой репутации персонала банка.
Следует отметить, что законодатель, урегулировав в целом взаимоотношения между нанимателем (банком) и его работниками, возложил решение ряда насущных вопросов обеспечения безопасности кадрового состава на сами банки, их собственные системы кадрового обеспечения, обеспечения безопасности и внутреннего контроля.