Протестантизм

Протестантизм – одно из трех, наряду с католицизмом и православием, направлений христианства. Оно обязано своим происхождением Реформации – так называлось широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе XVI в. Протестантизм носил в основном антифеодальный характер, принял форму борьбы против католической церкви. Началось данное движение в Германии с выступления Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, в которых фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенства вообще (тезис об "оправдании одной верой" без посреднической роли духовенства в "спасении" верующего).

Термин "протестантизм" ведет свое происхождение от протеста (protestation), который был предложен евангельскими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. Протестантизм – это форма христианства, которая со времени Лютера, Цвингли и Кальвина выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформаторской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. М. Лютер (1483–1546) призывал к борьбе против папства и католической церкви. В 1517 г. он выступил с 95 тезисами, которые послужили сигналом для начала реформационного движения в Европе.

Лютеранство – одно из главных течений в протестантизме, возникшее в XVI в. в Германии. Основы вероучения, культа и организации были заложены М. Лютером и Ф. Меланхтоном (1497– 1560). Они сформулированы в "Книге согласия" (1580), главными частями которой являются "Аугсбургское вероисповедание" и "Апология Аугсбургского вероисповедания". Отличительной чертой лютеранства является понимание веры как непосредственной связи человека с Богом. На основе этого был провозглашен принцип "оправдания верой", а не "делами закона", значительно упрощены культ и организационная структура церкви.

Кальвинизм – одно из основных течений протестантизма, возникшее в первой половине XVI в. в Швейцарии и получившее распространение во многих странах. Основатель кальвинизма – французский юрист и богослов, один из лидеров Реформации Жан Кальвин. Центральное место в вероучении Кальвина занимают идеи об "абсолютном предопределении" и "мирском аскетизме". В рамках кальвинизма наиболее последовательно проведена работа по упрощению христианского культа и церковной организации. В настоящее время кальвинизм представлен реформаторскими и пресвитерианскими церквями, а также конгрегационализмом.

В противоположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответственности. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде, отвергая католическое чистилище, об откровении. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Протестанты считают, что первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Христа.

Каждый христианин, будучи избранным и крещеным, получает "посвящение" на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Так в протестантизме устраняется догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Служитель культа в протестантизме лишен права, например, исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В протестантизме отсутствует целибат (безбрачие). Преобразились и культы. Протестантизм упразднил многие таинства, оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати. Благодать – это особая божественная сила, которая посылается человеку сверху, чтобы преодолеть внутренне присущие ему греховность и достижение спасения в загробном мире. В христианстве западные Отцы Церкви считали благодать единственным условием спасения, а восточные – допускали наряду с благодатью и свободу воли.

Первая точка зрения была обоснована в V в. Августином Блаженным. Ей противостояло учение Пелагия (ок. 360 – после 431), допускающее возможность спасения без помощи благодати. Христианство приняло точку зрения Августина, но с признанием определенного участия в процессе спасения и человеческой воли. Католики и православные считают носителем и передатчиком благодати духовенство, чем обосновывается решающая роль церковной иерархии в процессе спасения.

Протестанты признают возможность непосредственного получения благодати любым верующим. Концепция благодати в протестантизме исходит из основной идеи Августина Блаженного о коренной порочности человека, который вследствие грехопадения утратил право на спасение и не в состоянии вернуть его своими силами, поэтому спасение может быть исключительно милостью Бога, распространяемой лишь на некоторых людей, которые фактически являются лишь предызбранными.

В период борьбы за официальное признание лютеранства Лютер и Меланхтон смягчили принцип благодати, признав, что право на спасение может быть утеряно и обретено вновь новым смирением, покаянием и посредством таинств. Кальвинистско- пуританское понимание благодати исходит из абсолютного предопределения к спасению избранных – решение Бога окончательно, и оно принято еще до грехопадения. Все протестантские версии исходят из неискоренимой греховности человека, его неспособности самостоятельно определять свою судьбу и подчеркивают абсолютную власть над ним Бога.

Непостижимость причин Божественного решения объективно является формой оправдания господства случайности в обществе, вследствие чего добродетельное поведение не может быть основанием воздаяния по заслугам. В связи с этим протестантизм придает исключительно важное значение симптомам богоизбранности. С одной стороны, это искренность религиозного чувства, поскольку благодаря благодати человек спасается верой. Наличие веры служило свидетельством возможной благосклонности Бога. С другой стороны, это профессиональное мастерство, трудолюбие, бережливость, деловой успех.