Протестантизм
Возникновение. Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio – преобразование, исправление) – движения в ряде европейских стран, направленного на реформирование церкви в духе евангельских идеалов.
В Англии XIV–XV вв. "лолларды" – "бедные священники" – проповедовали учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320–1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Дж. Виклиф выступал против доходов римских пап с Англии, отвергал материальный характер "пресуществления", усомнился в праве иерархии отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Дж. Виклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369–1415), проповедовавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций. Сожжение Я. Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Констанцского собора вызвало возмущение в Чехии. Приоритет Священного Писания над Преданием и требование причащения мирян не только хлебом, но и вином стали идейными основами мощного национального движения гуситов. Пять крестовых походов, которые велись против них с 1420 по 1431 г., потерпели поражение. Поэтому Базельский собор заключил 30 ноября 1433 г. соглашение с умеренными гуситами и разрешил мирянам в Чехии причащение "под обоими видами".
В гуситском движении обнаружились разные тенденции.
Дворянство и зажиточные горожане стремились к секуляризации церковных владений. Требование держаться Священного Писания они истолковывали в духе сохранения всего того в догматике, обрядности и жизни, что прямо не противоречило Библии. Эта умеренная реформаторская группировка получила название "чашники" ("калликстинцы").
Сторонники радикальной группировки, социальной базой которой были крестьянство и городская беднота, требовали безусловного следования Священному Писанию и отмены всего, что не подтверждалось его текстом. Они именовались "таборитами" – по названию города Табор, основанного ими на холме, на котором проводились проповеди и который получил название Таборской ("Фаворской") горы.
Табориты отвергли догматы о пресуществлении, чистилище, учение о заступничестве святых, устранили почитание икон и мощей, роскошь в богослужении, выдвинули требование веротерпимости. В битве против объединенных сил католического дворянства и чашников в 1434 г. табориты потерпели поражение.
Торговля индульгенциями послужила поводом к выступлению немецкого богослова Мартина Лютера (1483–1546), профессора Виттенбергского университета. 31 октября 1517 г. он прибил на двери церкви в Виттенберге 95 тезисов об отпущении грехов. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям. Все это отвечало интересам бюргерства и части дворянства, составивших под водительством Лютера и его сподвижника Филиппа Меланхтона (1497–1560) умеренное направление немецкой Реформации.
В реформаторское движение в Германии включились и крестьянско-плебейские слои, возглавленные Томасом Мюнцером (1490–1525).
Центрами Реформации в Швейцарии стали города Цюрих и Женева, где Ульрихом Цвингли (1484–1531) и французским реформатором Жаном Кальвином (1509–1564) было осуществлено радикальное преобразование церковного устройства. В реформе были заинтересованы и некоторые государи, недовольные сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выплатой крупных денежных средств римским папам и их вмешательством в политику.
Группа немецких князей провела в своих владениях евангелические реформы. В 1529 г. они заявили "протест" против отмены Шпейерским рейхстагом права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. С этим событием связано происхождение термина "протестантизм", который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией.
Особенности вероучения, организации и культа. Реформаторы настаивали на личном отношении человека и Бога.
Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию. Согласно основоположникам протестантизма, первородный грех не только повредил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее. Человек в грехопадении утратил саму способность совершать добро. В силу этого человек не может спастись своими заслугами. Спасение может осуществиться только как результат божественного вмешательства, "даром данной благодати". Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза и т.п.) считаются несущественными; добрые дела являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в Евангелие Христа.
Протестанты, выступающие за упрощение и удешевление культа, отвергли молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий. Чтение Библии, проповедь составляют основу богослужения. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пенис религиозных гимнов. Многие протестанты соблюдают наиболее важные праздники, унаследованные от католического церковного года, главным образом связанные с жизнью Иисуса Христа. Некоторые протестантские объединения включают в свой календарь гражданские праздники, например День благодарения в США.
В организационной структуре протестантских церквей выразилось влияние новой общественной и культурной ситуации, духовных запросов личности, освобождающейся от сословно-корпоративных пут. Всех протестантов объединяет отказ признать власть римского папы. Важным является принцип всеобщего священства. Всякий христианин в силу крещения получает и посвящение, благодать равно дается всем крещенным но вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей – диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.