Протестантизм
Протестантизм – итог второго крупного раскола в христианстве, это направление появилось в XVI в. в результате широкого антикатолического движения – Реформации. Приверженцами протестантского вероучения называют себя около 500 млн человек. В протестантизме множество самостоятельных церквей и деноминаций. Лютеранство, кальвинизм, англиканство были его ранними формами, они возникли еще в XVI в., затем появились баптизм, адвентизм, методизм, квакерство, пятидесятничество и др. Религиоведы выделяют около трех десятков форм протестантизма, которые различаются культовой практикой и некоторыми деталями вероучения. Протестантизм распространен в США, Германии, Великобритании, Нидерландах, Канаде, Швейцарии, Исландии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Эстонии. Эта религия постепенно охватывает Латинскую Америку и проникает в Азию. В России действуют две лютеранские церкви.
Протестантизм разделяет основные положения христианского вероучения о Боге-творце, Троице, бессмертии души, природе Иисуса Христа, первом и втором пришествии, об искуплении и др. Но в протестантизме появляются три новых обязательных положения, которые отличают его от православия и католицизма. Протестантизм утверждает, что спастись человек может только личной верой, в протестантизме провозглашается священство всех верующих и принимается только авторитет Библии. Сами протестантские богословы считают, что эти религиозные положения не что иное, как возвращение к подлинному христианству.
Единственным источником вероучения в протестантизме признается Священное Писание (Библия). Божественный авторитет Священного предания протестанты отвергают, но в некоторых протестантских церквях к Преданию обращаются как к одному из мнений, основанных на Библии. Из семи христианских таинств протестанты признают только два – крещение и причащение. В протестантизме не приняты молитвы за умерших, поклонение святым, почитание икон и мощей. Богослужение состоит из проповеди, молитвы и пения псалмов. Зданием, где проходят богослужения, может быть и обычный дом.
Эти особенности культа связаны с идейной основой протестантизма. Протестанты верят, что первородный грех извратил природу человека, поэтому люди не могут спастись самостоятельно, только своими заслугами. Обряды, богоугодные дела, посты, денежные взносы в пользу церкви – ничто не приближает человека к спасению. Единственный путь – вера в искупительную жертву Иисуса Христа, это центральный догмат протестантизма. Спасение – божественный дар, все добрые дела, которые человек может совершить, – следствие его веры в Бога и любви к нему. Эта вера, если она кому-то дана, уже проявление божественной милости и свидетельство избранности человека, ведь по- настоящему верят лишь те, кого Бог избрал для спасения. Из утверждения греховности природы человека вытекает протестантское учение о предопределении. Каждый человек еще до рождения предопределен спастись или погибнуть, никто не знает своей судьбы, но косвенным свидетельством избранности является вера.
Протестант признает свою греховность и обращается с молитвой к Богу. Молитва должна поддерживаться усердием в обычной жизни. Протестанты считают, что мирская деятельность человека и есть его религиозное служение, а повседневное выполнение долга – главная религиозная задача. Так обычная жизнь становится способом служения Богу, а обычные дела обретают религиозный смысл. Протестанты не отказываются от добрых дел, но относятся к ним только как к выражению веры, а не как к способу заработать спасение.
Если спасение обретается только верой, то верующий без всяких посредников может делать все, что нужно, для этого не нужны ни Церковь, ни священники. Протестанты утверждают, что поскольку все люди одинаково греховны, то разделение на священников и мирян не имеет смысла. Каждый верующий, будучи крещенным, получает право на общение с Богом, он может проповедовать и совершать богослужение без посредников, – в этом суть принципа всеобщего священства. Мартин Лютер писал: "Выдумали, будто бы папу, епископа, священников, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленников и крестьян – к светскому сословию. Все это измышления и надувательство. Они нс должны никого смущать, и вот почему: ведь все христиане воистину принадлежат к духовному сословию, и между ними нет никакого различия, кроме разве различия по должности. У нас одно крещение, одно Евангелие, одна вера, все мы в равной степени христиане, ибо только крещение, Евангелие и вера превращают людей в духовных и христиан". Протестантизм отрицает особую миссию Церкви, какая ей предписывается в православии и католицизме, вместе с этим протестантизм отвергает авторитет римского папы и отказывается от идеи монашества.
Между мирянами и священниками в протестантизме нет различий, у пасторов нет никаких исключительных прав перед другими верующими, все они находятся в равных отношениях с Богом. Пасторы не могут исповедовать и отпускать грехи, они подотчетны верующим, пастор – просто служащий, которого приглашает община. Такая установка снимает необходимость в обряде рукоположения, т.е. церемонии, во время которой человеку передается частичка божественной благодати и он становится священником. В некоторых современных протестантских церквях пасторами могут быть женщины, что категорически неприемлемо для католицизма и православия.
Вместе с отвержением роли Церкви и духовенства протестантизм отвергает Священное предание, все церковные постановления, решения Вселенских соборов и пап. Источник веры. – только Библия, и каждый верующий может самостоятелъно ее читать и толковать. В XVI в., когда возник протестантизм, православным и католикам запрещалось самостоятельно интерпретировать Священное Писание или переводить его. Позже мирянам разрешили читать Библию, но толковать самостоятельно запрещено до сих пор.
Учение о причащении в протестантизме тоже отличается от православного и католического. Православные и католики верят, что во время причастия хлеб превращается в тело Христово, а вино в кровь. Протестанты говорят, что в причастии хлеб остается хлебом, а вино вином, тело и кровь Христа лишь присутствуют в них.
Провозгласив неизбывную греховность человека и перечеркнув возможность его самостоятельного духовного проявления, протестантизм утвердил свободу как норму обычной практической жизни. Воля человека не свободна и должна быть подчинена Богу, но узнать истину верующий может самостоятельно из Священного Писания, каждый может читать Библию и полагаться в ее толковании на свой разум. Так связь человека с Богом из сакральной превращается в повседневную. В XX в. философ Макс Вебер, исследуя протестантизм, пришел к выводу, что в этом вероучении честный труд приобретает характер религиозного подвижничества и служения. Такая установка, считает Вебер, обеспечила быстрое развитие западной цивилизации в последующие четыре столетия. Протестантское вероучение оправдало самостоятельные разумные усилия каждого человека, что стало идейным основанием нового типа цивилизации, появившейся в Европе в XVII в., цивилизации, построенной на принципах разума и личной свободы.