Просвещение

Письменность стала распространяться после принятия христианства, хотя, возможно, до этого существовало и ограниченно применялось пиктографическое письмо в форме "черт и рез" (счетные знаки в форме черточек и зарубок, знаки для гадания и т.п.). Алфавит, которым мы пользуемся до сих пор, создали в IX в. греческие монахи Кирилл и Мефодий. Сами они проповедовали его среди западных славян в Моравии, а их ученики – на юге славянского мира, в Болгарии, которая приняла христианство раньше Руси. В связи с этим к концу X в. греческие духовные книги были уже переведены на старославянский язык (так называется язык древних болгар). От древнерусского языка старославянский отличался мало, поэтому делать переводы книг не требовалось. После принятия христианства на Руси стали появляться первые рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас русских книг называется Остромирово Евангелие. Она была создана писцом Григорием для новгородского посадника Остромира. Древнерусские книги оформлялись миниатюрами и украшались роскошными окладами. Во времена правления князя Владимира I при монастырях были организованы первые школы. В отличие от стран Западной Европы на Руси грамотность не являлась привилегией господствующих сословий. Навыками чтения и письма владела значительная часть городского населения. Об этом красноречиво свидетельствуют знаменитые берестяные грамоты. Впервые они были найдены археологами в Новгороде в 1951 г. В настоящее время известно около тысячи таких грамот. Это – письма другу к другу жителей Новгорода. Среди таких грамот есть и хозяйственные письма, и завещания, и даже любовные послания. Помимо Новгорода, берестяные грамоты найдены в Полоцке, Смоленске, Пскове и других городах. Древнерусские люди оставили нам и множество надписей на предметах и стенах зданий (граффити) (табл. 3).

Литература

В Древней Руси жил легендарный поэт Боян, упоминающийся в "Слове о полку Игореве". Автор "Слова" называет Бояна соловьем старого времени: "свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали". К временам Киевской Руси восходят сюжеты русских былин. Термин "былины" в научную литературу ввел в XIX в. ученый И.П. Сахаров. Под этим словом сейчас понимают песни эпического характера. Остается спорным вопрос, насколько полно былины отражают историческую действительность. В середине XX в. выдающийся исследователь русского фольклора В.Я. Пропп считал былинные сюжеты воплощением многовековых народных идеалов справедливости и героизма без прямой обусловленности событий какой-либо исторической эпохи. Другую точку зрения отстаивал Б.А. Рыбаков. В былинах он видел отклик на реальные события. Б.А. Рыбаков насчитал около 30 персонажей былин, имеющих, по его мнению, прототипов среди реальных исторических лиц.

В настоящее время можно признать доказанным факт многослойно– сти былин. Сюжеты и герои народного фольклора соединяют в себе события различных периодов отечественной истории. Отражение в памятниках устного народного творчества процессов исторической и социальной жизни не подлежит сомнению. Место действия в них – реальная русская земля, но изображаемая с поэтическим вымыслом и элементами фантазии. Народные сказители создали поэтичные и масштабные образы богатырей. Воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, гусляр Садко отражают в народном сознании идеалы мужества, патриотизма и созидательного труда.

Если источник фольклора – это языческие предания, то письменная литература зародилась на Руси после принятия христианства. Именно в "искусстве слова" раньше всего начала проявляться национальная самобытность русской культуры. Уже XI в. датируется русское летописание. К сожалению, древнейшие летописи до наших времен не дошли, они сохранились фрагментарно в составе более поздних летописных сводов. В начале XII в. киево-печерским монахом Нестором была написана знаменитая "Повесть временных лет". Это замечательное произведение по праву считается главным в русском летописании. Оно легло в основу подавляющего большинства летописей последующих эпох. Труд Нестора дошел не в подлиннике, а в составе трудов других летописцев, которые на протяжении веков вносили в текст "Повести" свои изменения и доработки.

Летописный рассказ начинается с изложения библейского сюжета о всемирном потопе и разделе земли между сыновьями Ноя. И это неудивительно, так как история всякого народа рассматривалась в то время как промысел Божий и продолжение священной истории. Не случайно Нестор использовал библейские сюжеты, он хотел показать место Руси во всемирно-историческом процессе. Далее идут рассказы о племенах древних славян, миссии апостола Андрея, основании Киева, призвании варягов, образовании русского государства и т.д. "Повесть временных лет" – ценнейший источник для изучения древнейшей истории нашего Отечества. Поражают стройный стиль повествования, широта взглядов автора, патриотический дух произведения.

С распространением христианства связано появление житий святых. Перу Нестора принадлежат жития Бориса и Глеба, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия. Жития святых помогали жителям страны, недавно принявшей православие, постичь христианский идеал духовного совершенства.

Большой интерес представляет "Слово о законе и благодати", написанное Иларионом – первым киевским митрополитом из русских людей. Его сочинение – первый дошедший до нас русский богословско-политический трактат. Рассуждая о принятии Русью христианства, Иларион высоко оценивает ее авторитет среди других стран и народов. Ярко звучит возносимая митрополитом похвала князю Владимиру. Тем самым он противопоставляет свою точку зрения грекам, которые считали крещение "варварской" страны своей заслугой. Во всем произведении Илариона доказывается церковная самостоятельность Руси.

О литературе Киевской Руси замечательно написал академик Д.С.Лихачев: "Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни".