Проступки, посягающие на порядок управления
Нарушения Устава о паспортах составляли особую группу проступков. В ст. 58-64 гл. V Устава о наказаниях упоминается о двух разновидностях разрешительных документов - паспорте (ст. 62) и виде на жительство (ст. 61), однако не следует их противопоставлять: в русском имперском праве к видам на жительство кроме паспортов относились билеты, пропуска и другие документы, определяющие место жительства подданных и удостоверяющие их личность (см. ст. 975 Уложения о наказаниях).
Рассматриваемые проступки предусматривали ответственность за непредоставление необходимой информации о месте проживания или въезде/выезде физических лиц. Обязанность подданных иметь установленный вид на жительство предусмотрена только в двух составах из девяти. К данным проступкам относилось и укрывательство лиц, обвиняемых мировым судьей, а также уклоняющихся от отбывания наказаний мирового суда в виде лишения свободы.
О соотношении проступков и преступлений свидетельствуют следующие данные.
Проступок и наказание по Уставу о наказаниях |
Деяния, отграничивающие проступок от преступления |
Соответствующие проступку преступления по Уложению о наказаниях |
Проживание без установленных видов на жительство либо с просроченными или ненадлежащими документами (ст. 61) - штраф в сумме 15 коп. за каждый день проживания (общая сумма взыскания - до 10 руб.) |
Составление подложных видов на жительство |
Статья 975 - тюремное заключение на срок от двух месяцев до одного года и четырех месяцев (при наличии отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 975) |
Самовольное оставление места ссылки при самовольном возвращении в место высылки (ст. 63) - арест на срок до трех месяцев или штраф до 300 руб. |
Выезд или въезд с подложным видом на жительство |
Статья 977 - тюремное заключение на срок от двух до четырех месяцев или арест на срок от трех недель до трех месяцев |
Статья 61 (см. п. 1 настоящей таблицы), а также проступок, предусмотренный ст. 62 ("выезд за границу без паспорта"), - штраф в сумме, не превышающей тройного размера уплаты за паспорт |
Совершение проступка вследствие бездействия полиции |
Неисполнение или ненадлежащее исполнение полицейскими чиновниками надзора за соблюдением правил о видах на жительство (ст. 982) - наказания, предусмотренные отд. 3 гл. 11 разд. 5 Уголовного уложения (см. ст. 459) |
Глава V Устава о наказаниях предусматривает частные виды посягающих на порядок управления проступков, объединенных по признакам объективной стороны правонарушения. Уставом были предусмотрены главным образом имущественные санкции в виде штрафа. Возможность применения денежных взысканий или ареста была предусмотрена только в двух из девяти рассматриваемых статей, определявших ответственность за проступки, посягающие на установленный порядок управления (см. ст. 63, 64 и гл. V Устава о наказаниях). Наиболее обременительные санкции и предельный срок наказания в виде ареста устанавливались только ст. 63 Устава о наказаниях (самовольное оставление места ссылки или возвращение в место высылки).
Противоправная выдача видов на жительство всегда квалифицировалась как преступление (см. ст. 978-981 Уложения о наказаниях).
В качестве проступков рассматривалось проживание в определенных Уставом о наказаниях городах без внесения установленных законом муниципальных платежей несмотря на наличие правильно оформленных видов на жительство (ст. 60, 611 Устава). Таким образом, неисполнение финансовых обязанностей также квалифицировалось в качестве нарушений Устава о паспортах.
Главой V Устава о наказаниях были предусмотрены виды санкций, не вошедшие в ст. 1, 2, например административное выдворение из мест незаконного проживания (см. ст. 63). Это наказание применялось дополнительно к основному наказанию только в отношении лиц, совершивших ранее правонарушения. Уставом не были предусмотрены критерии наложения санкций в виде денежных взысканий (ср. со ст. 27 КоАП), их вариабельность определялась законодателем применительно к конкретному проступку. В данном случае штраф налагался исходя из сроков длящегося правонарушения, но в пределах суммы, установленной законом (ст. 59, 591, 61 Устава о наказаниях), и в размере, кратном стоимости паспорта (ст. 62 Устава) или неисполненных обязательств по внесению муниципальных платежей (ст. 60 Устава).
Уставом о наказаниях были определены имущественные обязательства физических лиц (в виде внесения обязательных платежей), проживающих в определенных законом 19 городах (см. ст. 591, 60, 610, причем наличие пространственного критерия было необходимо для квалификации проступка, при этом не была установлена ответственность за укрывательство лиц, совершивших правонарушения (см. ст. 64 Устава о наказаниях). Частным случаем применения пространственного критерия является предусмотренное Уставом о наказаниях поступление средств денежных взысканий определенному законом адресату (см. прим. к ст. 59 Устава).
В качестве субъектов вышеназванных проступков рассматривались должностные лица частного права (ст. 58-60 Устава о наказаниях) либо физические лица, не наделенные правомочиями должностных лиц (см., например, ст. 61, 611 Устава). Ответственность публичных должностных лиц (например, ст. 61, 611 Устава) была предусмотрена ст. 982 Уложения о наказаниях и являлась следствием преступления, а не проступка.