Пространство и время
Пространство – форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Это то, что является общим для всех переживаний, возникающих благодаря органам чувств. Пространство нашего мира имеет три измерения, поэтому его называет трехмерным. В течение многих веков обсуждалось только "абстрактное пространство" геометрии. С XVII в. перед развивающейся физикой возник вопрос о "физическом пространстве", о самом его существовании. Большую роль в философских дискуссиях играет вопрос о воспринимаемости пространства и времени.
Время – это форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в процессе изменения и развития материальных систем. Это форма возникновения, становления, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем, что к нему относится. Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. В необычных состояниях сознания преображается линейность временных последовательностей. В одно и то же время могут возникать сцены из разных исторических контекстов. Они могут выглядеть значимо связанными между собой по эмпирическим характеристикам. Линейный временной интервал, господствующий в повседневном опыте, не имеет здесь значения, и события из различных исторических контекстов появляются группами, если в них присутствует один и тот же тип сильной эмоции или интенсивного телесного ощущения. Измененные формы сознания предлагают множество эмпирических альтернатив линейному времени и трехмерному пространству, которые характеризуют наше повседневное существование.
Проблема жизни, ее конечности и бесконечности
Итак, философия пользуется множеством категорий, которые помогают осмыслить ценность жизни – "бытие", "существование", "бессмертие"... Однако в ней есть и другой ряд категорий – "смерть", "небытие", "разрушение". Понять жизнь можно только через их сопоставление. Смерть – ответственный и важный момент жизни. Уже из библейских текстов известно: чтобы прийти к вечной жизни, нужно сначала умереть... в свою очередь, жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всей остальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условиях развития материи. Различаются три царства жизни – растительное, животное и человеческое. Ниже растительного царства обнаруживает себя "нежизнь" – царство минералов. Выше человеческого располагается "сверхжизнь" – пространство, в котором обитают духи.
В биологическом смысле жизнь есть основной признак организма. Когда она исчезает, наступает смерть. Главные признаки жизни: рост, размножение, способность реагировать на внешние воздействия, активность. Но сущность жизни не исчерпывается ее биологическим ОГЛАВЛЕНИЕм. Прежде всего, жизнь знаменует собой более высокую ступень эволюции материи. Кроме того, только живая материя способна воспроизводить самое себя. И, наконец, жизнь создает предпосылку для появления мыслящей, одухотворенной материи. Мир полон единым, непрерывным трепетом жизни.
Современная наука утверждает, что провести строгую границу между телами, одаренными жизнью и не одаренными ею, весьма трудно. Точно так же нелегко обнаружить границу между жизнью органической и психической, хотя в природе, по всей вероятности, нет более резкой границы, чем та, которая проведена между мертвым и живым. Человеческое бытие – ответственное бытие. Может ли конечность существования человека во времени, временная конечность его жизни – факт смерти – сделать ее бессмысленной. Как часто говорят о том, что смерть подвергает сомнению смысл всей жизни, что все в конечном счете бессмысленно, так как смерть все равно все уничтожит. "Может, смерть действительно уничтожает осмысленность жизни? Напротив. Что бы произошло, если бы наша жизнь не имела конца во времени, а была бы неограниченной? Если бы мы были бессмертны, то могли бы с полным правом отодвигать любое дело до бесконечности... Однако перед лицом смерти как непреодолимой границы нашего будущего мы стремимся использовать время нашей жизни и не упустить неповторимые возможности, “конечная сумма” которых представляет собой итог всей жизни".