Пространственная модель города Уильяма Алонсо
Историческая справка
Уильям Алонсо (1933–1999) родился в Буэнос-Айресе, закончил Гарвардский университет со степенью бакалавра архитектуры, а затем там же получил магистерскую степень по городскому планированию.
В 1960 г. он поступил на только что открытую докторскую программу Университета Пенсильвании по региональной экономике. Получив докторскую степень, У. Алонсо работал исследователем и профессором в различных университетах, в качестве консультанта он сотрудничал с правительством США, Всемирным банком, ООН.
Уильям Алонсо написал ряд известных работ по городской демографии, однако настоящую славу ему принесла его докторская диссертация, которая была опубликована в 1964 г. под названием "Location and Land Use".
Уильям Алонсо разработал модель земельного рынка в городе и его окрестностях на основе модели Тюнена, которую, очевидно, можно было адаптировать к рынку городской земли (по аналогии с сельской). В городе тоже идет конкуренция за землю между различными видами ее применения: офисы, магазины, жилье, промышленность. У фирм и домохозяйств (государство Алонсо не включил в свою модель) есть своя экономика, которая определяется функцией Bid-rent, а именно готовностью платить за расположение относительно центра города.
Однако прямолинейное применение модели Тюнена к городскому рынку земли никак не может объяснить того, что
происходило после Второй мировой войны в США, а затем и в Европе. Вот, что пишет Алонсо: "Цена на землю в американских городах сильно выросла после Второй мировой. Интересно, что этот рост наблюдался в основном на периферии больших городов, тогда как в центре цена на землю либо выросла незначительно, либо вообще упала". Почему центр потерял привлекательность?
Очевидно, что рост цен на периферии был связан с ростом спроса на загородные участки. Рост пригородов был назван субурбанизацией. При этом границы города расширялись, а средний градиент плотности населения снижался. Заметим, что этому явлению по меньшей мере уже 200 лет (см. табл. 2.8). Однако после Второй мировой войны процесс субурбанизации резко ускорился.
Таблица 2.8
Изменение градиента плотности населения, в % в крупных городах
Город |
Год |
Градиент плотности (на одну милю) |
Лондон |
1801 |
1,26 |
1841 |
0,93 |
|
1901 |
0,37 |
|
1931 |
0,27 |
|
1939 |
0,23 |
|
1961 |
0,14 |
|
Париж |
1817 |
2,35 |
1856 |
0,95 |
|
1896 |
0,80 |
|
1931 |
0,76 |
|
1946 |
0,34 |
|
Франкфурт |
1890 |
1,87 |
1933 |
0,92 |
|
Ныо-Йорк |
1900 |
0,32 |
1940 |
0,21 |
|
1950 |
0,18 |
Алонсо предположил, что "выезд" населения за город был связан с двумя факторами – ростом доходов и улучшением транспортной инфраструктуры. Рост доходов в его модели вызывает рост спроса у населения на размер участка, а снижение транспортных издержек снижает стремление жить ближе к центру. Чтобы эти процессы были учтены в модели, Алонсо, первым среди современников, ввел в функции прибыли для компаний и в функции полезности для домохозяйств такие факторы, как размер участка и удаленность участка от центра.
Надо признать, что Тюнен в своей книге отмечает заметный рост расходов на внутреннюю логистику при увеличении размеров поместья и указывает на существование оптимальных размеров участков для различных технологий земледелия. Однако, обсуждая изменения размеров поясов при изменении, например, цен на хлеб, Тюнен не пишет о том, что будет происходить с размерами участков. Возможно, это связано с тем, что, по словам самого Тюнена, административные издержки даже для незначительного изменения границ поместий в его регионе были очень высокими. С другой стороны, при достаточно большом поместье собственник мог принимать решения об изменении набора производимых продуктов и структуры землепользования, меняя, таким образом, размеры участков под каждым продуктом. В этом смысле можно сказать, что Алонсо аккуратно применил современные для 1960-х гг. модели микроэкономики для все той же теории Тюнена, а затем с ее помощью элегантно объяснил процесс субурбанизации. Таким образом, почти через 150 лет после выхода первого издания книги Тюнена Уильям Алонсо разработал теоретическую модель, объясняющую структуру землепользования в городах.