Прорыв в урегулировании региональных конфликтов на завершающем этапе "холодной войны".
Ослабление международной напряженности, улучшение отношений между Востоком и Западом во второй половине 1980-х гг. позволило не только добиться прорыва в деле ограничения и сокращения вооружений, но и обеспечить серьезное продвижение в деле урегулирования целого ряда региональных конфликтов, прежде всего тех, которые были вызваны противостоянием двух лагерей. Это обстоятельство породило у многих экспертов-международников, и даже у высокопоставленных политиков, впечатление о том, что человечество вступает в бесконфликтный мир. Дальнейший ход событий, однако, показал всю иллюзорность подобных надежд.
Позитивные перемены в Центральной Америке. Как уже отмечалось, в 1983 г. на совещании представителей Мексики, Венесуэлы, Панамы и Колумбии на острове Контадора (Панама) с целью содействия мирному политическому урегулированию кризиса в Центральной Америке была образована Контадорская группа; в 1985 г. была создана Группа поддержки Контадорской группы в составе Аргентины, Бразилии, Перу и Уругвая.
Миротворческая деятельность латиноамериканских стран была поддержана генеральным секретарем ООП Хосе Пересом де Куэльяром, а также Движением неприсоединения и Социалистическим интернационалом. В ее поддержку высказались правительства Франции, Испании, а позднее — Австрии, Голландии, Ирландии, Норвегии и Швеции, а также Европейский совет. При поддержке западноевропейских стран в 1984 1987 гг. удалось провести ряд встреч министров иностранных дел десяти государств Европейского сообщества, Испании, Португалии, пяти центральноамериканских республик и стран Контадорской группы. Переговоры проходили в Сан-Хосе (Коста-Рика, сентябрь 1984 г.), Люксембурге (ноябрь 1985 г.) и Гватемале (февраль 1987 г.). Соединенные Штаты в этих встречах не участвовали.
В поддержку переговорных усилий латиноамериканских стран выступил Советский Союз. С конца 1985 г. советское руководство стало ограничивать поставки вооружений в Никарагуа, вопреки просьбам правительства Д. Ортеги, чтобы побудить его пойти на переговоры в рамках той повестки дня, которую предлагала Контадорская группа.
Реакция США на "контадорский процесс" в 1983—1986 гг. была настороженной, поскольку Вашингтон добивался свержения сандини- стов в Никарагуа, а не общего урегулирования в Центральной Америке, и нс предполагал свертывать американское военное присутствие в этой части мира. Но опасаясь усугубить свою фактическую изоляцию в никарагуанском вопросе, Вашингтон стал менять позицию — тем более, что противостоящие правительству Д. Ортеги "контрас" так и не смогли завоевать сколько-нибудь значительного территориального плацдарма в Никарагуа, на котором они могли бы сформировать хотя бы символическое собственное правительство. Учитывая свертывание военной помощи Никарагуа со стороны СССР, американская администрация тоже стала уменьшать поддержку "контрас". Такого рода согласие СССР и США способствовало оздоровлению обстановки в Центральной Америке.
В Сальвадоре и Гватемале летом 1984 г. начались переговоры между правительствами соответствующих стран и партизанами. В ноябре 1985 г.
в Гватемале прошли президентские выборы, и была восстановлена демократическая форма правления, несмотря на доминирующую роль военных. В 1986 г. и в Гондурасе был избран новый президент, который, как и в Гватемале, продолжая зависеть от военных, все же смог проводить более гибкую политику, удалив из командования вооруженными силами наиболее реакционно настроенных генералов.
В 1986 г. сформировался механизм политических консультаций самих центральноамериканских стран (Коста-Рики, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора). Он получил название "Группа Эскипулас" по имени города в Гватемале, где состоялась первая встреча делегатов. В рамках группы президент Коста-Рики Оскар Ариас подготовил план мирного урегулирования в Центральной Америке, вобравший все ценное, что было ранее предложено Контадорской группой и Группой поддержки Контадор- ской группы.
7 августа 1987 г. на второй встрече президентов центральноамериканских стран в Эскипуласе было подписано соглашение ("Эскипулас-2"), которое официально называлось "Меры по установлению прочного и длительного мира в Центральной Америке". Соглашение предусматривало проведение всеми центральноамериканскими правительствами политики национального примирения, объявление политических амнистий, развитие диалога с оппозицией, демократизацию общественной жизни, проведение свободных выборов, разоружение незаконных вооруженных формирований, запрещение подрывных действия против соседних стран, ведение переговоров но вопросам безопасности и сокращения вооружений, помощь беженцам и перемещенным лицам, налаживание субрегионального сотрудничества.
В развитие этих договоренностей в марте 1988 г. в Никарагуа между правительством Д. Ортеги и силами "контрас" было подписано соглашение о национальном примирении, которое предусматривало проведение в 1990 г. в стране свободных выборов, итоги которых все участники конфликта обещали признать независимо от того, какими они окажутся. Свободные президентские выборы под международным контролем в Никарагуа состоялись в феврале 1990 г. На них победила Виолетта дс Чаморро. 19 апреля 1990 г. состоялось подписание соглашения о прекращении огня между "контрас" и правительственными силами.
В Сальвадоре в 1989 г. на президентских выборах победил кандидат от консервативной партии "Национальнистический республиканский союз" Альфредо Кристиани, начавший переговоры с партизанами. 16 января 1992 г. между правительством и партизанами был подписан мирный договор, который создал предпосылки для установления демократии в стране в 1994 г.
В Гватемале в 1992 г. начались переговоры с партизанскими группировками, 29 декабря 1996 г. правительство Альваро Арсу Иригойена подписало мирное соглашение с партизанами.
Конфликт в Центральной Америке был в основном урегулирован.
Прорыв па Юге Африки. В 1987—1988 гг. военные действия в Анголе стали более интенсивными. Эскалация вооруженного вмешательства ЮАР
привела к прямым боевым столкновениям между южноафриканскими и кубинскими войсками. На протяжении 1987 — начала 1988 г. неоднократно предпринимались неудачные попытки найти политическое решение для нормализации ситуации в Анголе и предоставления независимости Намибии. Ситуация резко изменилась в 1988 г., когда объединенные анголо-кубинские силы нанесли сокрушительное поражение частям ЮАР. Во многом этот успех был предопределен эффективным применением кубинцами и ангольцами ракетных систем "земля — воздух" советского производства, что положило конец превосходству южноафриканцев в воздухе.
Получив отпор, в мае 1988 г. представители ЮАР, Анголы и Кубы за стол переговоров, которые проходили при посредничестве США. По результатам переговоров с участием всех главных действующих лиц конфликта в декабре 1988 г. было достигнуто соглашение о порядке и сроках предоставления независимости Намибии, которое предусматривало вывод кубинских войск из Анголы, прекращение помощи УНИТА со стороны ЮАР и выезд из Анголы членов Африканского национального конгресса. В соответствии с этим соглашением Совет Безопасности ООН принял решение о создании миссии ООН по проверке выполнения условий соглашения в Анголе (по контролю за выводом кубинских войск из Анголы) — ЮНАВЕМ. Сформированная из 60 военных наблюдателей из десяти стран со сроком полномочий па 31 месяц комиссия приступила к работе в январе 1989 г.
В апреле 1990 г. при посредничестве правительства Португалии и при участии наблюдателей СССР и США начался новый тур переговоров, который завершился подписанием 31 мая 1991 г. в Лиссабоне пакета соглашений о мирном урегулировании. Предусматривались прекращение огня, разработка плана формирования национальных вооруженных сил страны из равного числа военнослужащих МПЛА и УНИТА и проведение демократических выборов в конце 1992 г.
Урегулирование конфликта в Камбодже. После захвата власти в Камбодже "красными кхмерами" — радикальной маоистской группировкой — отношения между Камбоджей и Вьетнамом резко обострились. "Красные кхмеры" предъявили территориальные претензии к восточному соседу; в свою очередь, вьетнамские власти оказывали поддержку вооруженной оппозиции террористическому режиму "красных кхмеров".
В конце 1978 г. вьетнамские войска численностью до 200 тыс. чел. вторглись на территорию "Демократической Кампучии". "Красные кхмеры" не смогли оказать серьезного сопротивления хорошо вооруженному и обладающему большим военным опытом противнику. 9 января 1979 г. вьетнамские войска заняли столицу страны, Пномпень. Главой провьетнамского режима стал Хенг Самрин.
Китай был очень обеспокоен камбоджийскими событиями. Во-первых, имел место факт свержения дружественного ему правительства. Во-вторых, подписание советско-вьетнамского договора и оккупация вьетнамской армией Камбоджи (равно как произошедший несколько ранее захват власти в Афганистане просоветской партией НДПА) привели к росту влия
ния СССР в Азиатско-Тихоокеанском регионе. У китайского руководства сложилось впечатление, что Советский Союз постепенно окружает Китай цепочкой своих стран-сателлитов. В качестве ответа было решено провести ограниченную военную операцию, которая позволила бы ослабить давление вьетнамских войск на "красных кхмеров" в Камбодже.
17 февраля 1979 г. началось вторжение 250-тысячной китайской группировки в северные провинции Вьетнама. Они встретили ожесточенное сопротивление пограничников и ополченцев, в то время как регулярные части вьетнамских вооруженных сил не принимали участие в отражении нападения Народно-освободительной армии Китая. После захвата китайскими войсками трех провинциальных центров (Лаокай, Лангшон и Као- банг) 5 марта 1979 г. Пекин объявил о выводе войск из Вьетнама.
Это китайское вторжение не смогло повлиять на обстановку в Камбодже, где ушедшие в джунгли "красные кхмеры" вели партизанскую войну против провьетнамского правительства X. Самрина и вьетнамских войск. К концу 1980-х гг. "красные кхмеры" были оттеснены к камбоджийско-таиландской границе. Этот военный успех позволил укрепиться режиму X. Самрина, что, в свою очередь, дало возможность Ханою объявить о выводе своих войск из Камбоджи к 1990 г.
В июле — августе 1989 г. в Париже состоялась конференция по Камбодже с участием четырех камбоджийских сторон, Вьетнама, стран АСЕАН, Франции, СССР, США и КНР. Эта встреча не привела к выработке окончательного соглашения, хотя было заметно сближение позиций сторон. Вскоре после ее завершения, в сентябре 1989 г., вьетнамские войска из Камбоджи были выведены.
В октябре 1991 г. на второй Парижской конференции по Камбодже под эгидой ООН и соиредседательством Франции и Индонезии после трехмесячных обсуждений удалось подписать соглашение о комплексном урегулировании положения в Камбодже. Было принято решение передать власть в стране Высшему национальному совету и Временной администрации ООН по Камбодже. Временная администрация должна была провести свободные выборы, а Высший национальный совет — совместно с ней выработать формулу раздела власти таким образом, чтобы были учтены интересы всех партий.
В результате состоявшихся 28 мая 1993 г. выборов "красные кхмеры" потерпели поражение. По новой конституции, одобренной 21 сентября 1993 г., в Камбодже было восстановлено королевское правление. Нородом Сианук был торжественно провозглашен королем, которому основной закон отводил роль символа единства нации. Правительство страны возглавили два премьер-министра, представлявшие прежнее провьетнам- ское правительство и группы Н. Сианука. "Красные кхмеры" продолжали партизанскую борьбу, однако, лишившись поддержки со стороны КНР, в конце 1990-х гг. прекратили вооруженное сопротивление.
Вывод советских войск из Афганистана. К концу 1980-х гг. советское военно-политическое руководство пришло к твердому убеждению в том, что военным путем проблемы в Афганистане не решить. Несмотря на несколько успешных крупных наступательных операций, проведенных
советским Ограниченным контингентом (Панджшерская (май 1982 г.), Ниджрабская (апрель 1983 г.), операции па территориях провинций Пар- ван, Каписа, Кабул, Лагман (февраль — март 1984 г.), операция в округе Хост (февраль март 1986 г.)), сельские районы в стране продолжала контролировать вооруженная оппозиция. Командование 40-й армии также столкнулось с проблемой авиационной поддержкой войск, в связи с количественным и качественным ростом средств ПВО у моджахедов. Между тем советские войска несли серьезные потери; афганская война была крайне непопулярной в СССР; наконец, противостояние советскому военному присутствию в Афганистане объединяло такие мощные силы, как Запад, исламский мир и Китай, обрекая Советский Союз на международную изоляцию.
В этих условиях Москва использовала свое влияние для замены ортодоксального революционера Б. Кармаля более умеренным и гибким Мохаммедом Наджибуллой (май 1986 г.). В октябре 1986 г. из состава Ограниченного контингента на родину были возвращены первые шесть полков. С января 1987 г. руководство НДПА стало осуществлять политику национального примирения. Новое руководство ввело в стране ограниченную многопартийность, свободу печати и прекратило реформы в псевдосоциалистическом духе прежнего руководства. Непримиримая афганская оппозиция, однако, отвергла предложение Кабула о начале прямых переговоров.
На завершающем этапе своего пребывания в Афганистане советские войска пытались прекратить активные боевые действия, перенести акцент на службу прикрытия, охрану коммуникаций, оборону важнейших пунктов. Однако расчет на то, что основные функции борьбы с моджахедами возьмет на себя афганская армия, оказался несостоятельным: многие афганские подразделения заметно снизили интенсивность борьбы с вооруженной оппозицией, занимая выжидательную позицию.
В марте 1988 г. в Женеве при содействии миссии "добрых услуг" ООН были организованы переговоры между Афганистаном и Пакистаном. Фактически пакистанская сторона, открыто поддерживавшая афганскую антиправительственную оппозицию, представляла на переговорах ее интересы так же, как и свои собственные. Но официально афганская оппозиция в переговорах не участвовала, что дало ей повод в дальнейшем не признавать договоренности, выработанные без ее участия.
14 апреля 1988 г. в Женеве было подписано пять отдельных, но взаимосвязанных соглашений по афганскому вопросу. Первые два подписали представители Афганистана и Пакистана. Это были двусторонние афгано- пакистанские соглашения — о принципах взаимоотношений, невмешательстве и об отказе от интервенции и о добровольном возвращении беженцев. Смысл соглашений состоял в том, что Пакистан обязался прекратить вмешательство в афганские внутренние дела, а афганское правительство согласилось разрешить легальное возвращение из Пакистана в Афганистан укрывавшихся там оппозиционных пуштунских полевых командиров со всеми их сторонниками и членами семей.
Третьим и четвертым документами в этом комплексе стали советско- американская декларация о международных гарантиях выполнения дого
воренностей по Афганистану и советско-американское Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану. Советский Союз согласился вывести с афганской территории свои войска, а США приняли на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в дела Афганистана после вывода оттуда советского контингента.
Пятый документ представлял собой четырехсторонний меморандум взаимопонимания. В нем говорилось о том, что пять подписанных документов представляют собой единый комплекс и подлежат обязательному исполнению.
Согласно достигнутым договоренностям с 15 мая 1988 г. СССР должен был начать вывод войск и завершить его в течение девяти месяцев. К 15 февраля 1989 г. вывод советских войск был завершен. Афганская война стоила Советскому Союзу более 13 тыс. погибших и 35 тыс. раненых.
Вывод советских войск из Афганистана
Положение правительства М. Наджибуллы непрерывно ухудшалось: ободренная уходом советских войск афганская оппозиция стала готовиться к походу на Кабул. Поскольку официально она не была представлена при заключении договоренностей в Женеве, лидеры оппозиции их не признали. Пакистан и США вопреки смыслу Женевских соглашений увеличили помощь противникам М. Наджибуллы.
Советский Союз пытался оказывать помощь правительству М. Наджибуллы, но его ресурсы были ограниченны. Предпринять действенные шаги в защиту своих афганских сторонников СССР не мог точно так же, как США после заключения Парижских соглашений по Вьетнаму в 1973 г. не могли помочь своим союзникам в Южном Вьетнаме, оставшимся один на один с вооруженной оппозицией, которая опиралась на поддержку из Северного Вьетнама.