Промышленный переворот
К началу XIX в. промышленный переворот в Германии еще не начался. И в первые десятилетия XIX в. положение почти не менялось. Первый паровой двигатель появился в Германии в 1788 г., а второй – только в 1822 г. Правда, во втором десятилетии XIX в. началось некоторое оживление в промышленности: континентальная блокада сократила импорт дешевых английских товаров, их производство пришлось налаживать в Германии. Именно в это время появились первые фабрики. Из-за феодальной раздробленности отдельные районы Германии существенно различались по своему экономическому развитию. Так, если в западной Германии развивалась угольная, металлургическая и текстильная промышленность, то в восточной была только полотняная, да и та на стадии рассеянной мануфактуры.
Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м гг. XIX в., но в это время он затронул только текстильную промышленность в некоторых германских государствах. До середины XIX в. переворот не вышел из начальной стадии. Преобладало ремесло. Это объяснялось тем, что и в первой половине XIX в. сохранялись причины, тормозившие развитие производства: сохранялась феодальная раздробленность; продолжалось освобождение крестьян; Германия оставалась в стороне от мировых торговых путей.
К середине века события, происходившие в Германии, частично устраняют препятствия. В 1833 г. образован Таможенный союз, сначала объединивший только часть германских государств, а затем к нему присоединились и другие. Пошлины были ликвидированы. Таможенный союз стал первым шагом к слиянию германских государств в единое экономическое пространство. В 1848 г. произошла буржуазная революция. Ее целями были ликвидация остатков феодальных отношений и политическое господство феодалов, а также объединение Германии в единое государство и уничтожение феодальной раздробленности. Последнее было задачей необычной, так как феодальная раздробленность кончается задолго до буржуазной революции.
Революция закончилась компромиссным соглашением между феодалами и буржуазией. В результате земля осталась в собственности юнкеров, политическую власть разделили феодалы и буржуазия, феодальные отношения постепенно ликвидировались. Объединение Германии пока не состоялось. Но все же революция несколько расчистила путь дальнейшему экономическому развитию. Главным стимулом развития промышленности и промышленного переворота было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось именно к середине века.
Промышленный переворот в Германии развернулся в 50–60-е гг. XIX в. Но даже к 1870 г. фабрика нс вытеснила мануфактуру и ремесло. Из всех занятых в это время в промышленности лишь половину составляли рабочие, а половину – ремесленники. Дело в том, что Германия все еще не была объединена в одно государство и в ее составе наряду с экономически развитыми государствами сохранялись отсталые аграрные. Завершение промышленного переворота могло произойти и произошло только после окончательного объединения Германии.
Промышленный переворот в Германии, ее индустриализация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особенности. Первая особенность заключалось в том, что если в других странах переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промышленность, а легкая отставала. За период 1850–1870 гг. промышленное производство Германии выросло на 49%, но добыча каменного угля – в 5 раз, а выплавка чугуна – в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 1830-е гг., но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура. Чем объяснялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были строительство железных дорог и военные потребности.
В середине XIX в. в Германии началось ускоренное строительство железных дорог, причем в основном государством, а не частными предпринимателями. Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стратегические цели.
Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в стороне от мировых торговых путей. Но железные дороги изменили эту ситуацию: Германия, занимающая центральное положение в Европе, оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской торговли. Строительство железных дорог к тому же сближало отдельные германские государства, способствовало развитию торговли между ними и ускоряло их объединение, создавало огромный спрос на металл, уголь, паровозы, вагоны, т.е. стимулировало развитие главных отраслей тяжелой промышленности – металлургической, угольной, машиностроительной.
Стимулом развития тяжелой промышленности были и военные устремления Пруссии, которая хотела объединить Германию, т.е. присоединить остальные германские государства. Для этого была необходима передовая военная техника. Поэтому ведущее место в прусской промышленности заняли военные предприятия. На первое место среди них выдвинулись артиллерийские заводы Круппа. В деревне еще господствовали феодалы, в текстильной промышленности преобладали ручные станки, а на военных заводах Круппа работали 7 тыс. человек. Его заводы, занимавшие первое место в мире, производили лучшие пушки. Вторая особенность индустриализации Германии состояла в том, что Германия была страной молодого капитализма. Германские заводы строились на полвека позже английских и, естественно, оборудовались новейшей по тому времени техникой, приобретенной в Англии. Техническое же оснащение английских заводов к этому времени уже морально устарело. Обновить его было сложно, так как сначала следовало избавиться от всего устаревшего. Впрочем, у немцев было немало и своих изобретений. В Германии, например, были открыты методы производства анилиновых красок, изобретена динамомашина, а в результате открытий в химической и электротехнической промышленности Германия быстро вышла на первое место в мире.
Итак, но техническому уровню промышленности Германия вырвалась вперед. Этому способствовала также иностранная конкуренция. Если на начальном этапе развития капитализма она "заглушала" промышленность, то в период промышленного переворота иностранная конкуренция способствовала его развитию. Выживали только передовые, наиболее совершенные предприятия. Немецкие заводы строились на базе новейшей техники, так как им требовалось выпускать продукцию лучше и дешевле, чем в Англии. Третья особенность индустриализации Германии определялась тем, что значительная часть необходимых для развития промышленности капиталов находилась не у буржуазии, а у помещиков. Для мобилизации всех капиталов на развитие промышленности в Германии развертывается усиленное акционерное предпринимательство (грюндерство). Новые промышленные фирмы и банки создавались как акционерные и, продавая акции юнкерам, получали их капиталы. В результате оказалось, что юнкеры заняли сильные позиции не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. По объему промышленного производства Германия занимала третье место в мире. Впереди оставались Англия и США. В соответствии с ростом промышленности изменилась и внешняя торговля. Если за первую половину XIX в. внешняя торговля выросла в два раза, то за 1850–1860-е гг. – в три раза. Если в первой половине столетия Германия вывозила в основном сельскохозяйственную продукцию и сырье, то теперь в экспорте преобладала промышленная продукция – уголь, машины, ткани. И напротив, если раньше ввозились в основном промышленные товары, то теперь – сырье и сельскохозяйственная продукция.
Итак, Германия представляет еще один вариант развития капитализма. В отличие от Англии, где базой служили эксплуатация колоний и огораживание, в Германии толчком к развитию капитализма стала реформа по освобождению крестьян, которая обезземелила их, ограбила и обеспечила сильные позиции помещиков-юнкеров в новом буржуазном обществе. Отметим, что большую роль в хозяйстве Германии играло государство. Оно строило железные дороги, с его помощью создавалась военная промышленность.