Прокурорский надзор за законностью оперативнорозыскной деятельности
Предметом надзора в данной области является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, соблюдение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Пределы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью ограничены. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").
Прокурор не вмешивается в тактику и методику проведения оперативно-розыскной деятельности, а проверяет лишь законность ее проведения, он не вправе вмешиваться в порядок применения при осуществлении оперативнорозыскной деятельности технических средств, но вправе убедиться, что их использование не причиняет вреда жизни и здоровью людей и окружающей среде. В предмет прокурорского надзора не входит проверка законности решений судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о проведении оперативно-розыскных мероприятий, допускаемых только на основании судебного решения. Прокурор нс вправе вмешиваться в принятие решений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, об использовании тех или иных оперативно-технических средств. Однако он должен в необходимых случаях указать па недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей или причиняющих ущерб окружающей среде. В случае же применения таких средств, прокурор должен принять соответствующие меры реагирования. Прокурор не вправе лично проводить оперативно-розыскные мероприятия или участвовать в их подготовке.
Правовыми основами, регулирующими осуществление надзора за оперативно-розыскной деятельностью, являются Конституция РФ, Закон о прокуратуре РФ, УПК РФ, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", ведомственные нормативные правовые акты, в частности, приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности".
Поднадзорными объектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются оперативные подразделения следующих ведомств:
• МВД России;
• ФСБ России;
• федеральные органы государственной охраны (Федеральная служба охраны (ФСО России));
• ФТС России;
• Служба внешней разведки РФ;
• Минюст России;
• ФСКН России.
Оперативное подразделение органа внешней разведки Минобороны России проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов.
Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России.