Прокуратура и Президент РФ.
Конституция РФ, а также Закон о прокуратуре содержат ряд положений, согласно которым осуществляется взаимодействие Генпрокурора РФ и главы государства.
Так, Генпрокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации только по представлению Президента РФ. Статья 12 обязывает руководителя прокурорской системы ежегодно представлять главе государства доклад о состоянии законности и правопорядка в России и проделанной работе по их укреплению. Следует отметить также роль Президента РФ в определении штатной численности органов прокуратуры, награждении особо отличившихся прокурорских работников, а также в присвоении им классных чинов государственных советников юстиции.
Особенностью взаимоотношений органов прокуратуры со структурами президентской власти является осуществление прокурорами координации деятельности по борьбе с преступностью правоохранительных органов, в том числе тех, которые находятся в непосредственном ведении Президента РФ (см. ст. 8 Закона о прокуратуре и Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утв. Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567).
В контексте этих отношений прокуратура по уполномочию Президента РФ вовлекает в правоохранительный процесс также органы вневедомственного контроля, иные органы исполнительной власти, побуждает их при необходимости к принятию мер по обеспечению законности и правопорядка, устранению обстоятельств, способствующих правонарушениям в контролируемой ими сфере правовых отношений.
Всей своей деятельностью прокуратура содействует Президенту РФ в реальном утверждении в практике государственного строительства и функционирования институтов власти принципа "разделения властей" и обеспечении согласованности, единства всех ветвей власти как "по горизонтали", так и "по вертикали" между органами РФ и ее субъектов, а также с органами местного самоуправления.
Прокуратура и законодательная власть.
Взаимоотношения прокуратуры как федерального государственного органа, основное предназначение которого состоит в надзоре за исполнением законов, и Федеральным Собранием – парламентом РФ предопределяется тем, что последний принимает законы, исполнение которых является предметом прокурорского надзора. Кроме того, Генпрокурор РФ в силу ст. 12 Закона о прокуратуре ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в России и о проделанной работе по их укреплению. В этих докладах предлагаются и меры законодательного характера, направленные на совершенствование правового регулирования общественных отношений, проводится анализ действующего законодательства с точки зрения практики его применения, наличия противоречий и пробелов в законодательной регламентации, предлагаются меры по ее совершенствованию.
Генпрокурор РФ или иные должностные лица прокуратуры регулярно информируют палаты парламента по различным вопросам законности и правопорядка.
Палаты Федерального Собрания РФ, их комитеты и комиссии регулярно направляют законопроекты на правовую экспертизу в Генпрокуратуру РФ, которая имеет своих постоянных представителей в высшем законодательном органе страны. Аналогичное взаимодействие с органами законодательной власти осуществляют на своем уровне прокуроры субъектов РФ, которые, кроме того, в соответствии с конституциями (уставами) большинства регионов наделены правом законодательной инициативы.
Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации регулярно согласно регламентам обращаются в Генпрокуратуру РФ с запросами по различным фактам, уголовным делам, а также с предложениями о даче правовой оценки тем или иным действиям или событиям.
Как отмечалось выше, в соответствии с конституционным принципом разделения властей Генпрокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Согласно закону председатель верхней палаты парламента в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генпрокурора РФ. Эта норма законодательно закрепляет подотчетность Генпрокурора РФ.
В рекомендациях по результатам парламентских слушаний "Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации" (утв. Советом палаты – Совета Федерации ФС РФ 17.07.2008) подчеркивается, что "прокуратура Российской Федерации ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная)... Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов".