Производство по применению принудительных мер медицинского характера
Принудительные меры медицинского характера в отношении невменяемых, а также заболевших тяжелым психическим расстройством в период производства по уголовному делу назначаются в порядке, установленном гл. 51 УПК (ст. 433–446). Аналогичные основания применения принудительных мер медицинского характера используются и в отношении осужденных, заболевших тяжелым психическим расстройством после вынесения приговора и освобожденным от наказания. Остальные нормы гл. 51 УПК при принудительном лечении, соединенном с исполнением наказания, не применяются, а сама принудительная мера медицинского характера применяется при постановлении приговора и осуществляется в порядке, установленном УИК, о чем речь пойдет в следующей главе.
Глава 51 УПК имеет специфику, которая отличает порядок рассмотрения дел о применении принудительных мер медицинского характера от общего порядка производства по уголовным делам. На производство по применению принудительных мер медицинского характера в целом распространяются общие нормы УПК, однако гл. 51 содержит определенные изъятия из этих норм в силу специфики производства по делам данной категории. Специфика обусловлена: своеобразием предмета доказывания и целями применения принудительных мер медицинского характера; необходимостью дополнительных гарантий соблюдения прав лиц, страдающих тяжелым психическим расстройством, которое лишает их способности самостоятельно защищать свои права и интересы.
После совершения ООД лицом с тяжелым психическим расстройством возбуждается уголовное дело. При этом согласно ч. 1 ст. 434 УПК производство предварительного следствия является обязательным. Подлежат доказыванию:
1) время, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;
2) совершено ли деяние именно данным лицом;
3) характер и размер вреда, причиненного данным деянием;
4) наличие, степень и характер психического расстройства;
5) связано ли данное психическое расстройство с опасностью для самого лица или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.
То есть выяснению подлежит не только факт наличия психического расстройства, но должен быть установлен и факт совершения самого общественно опасного деяния. В ст. 437 УПК говорится об участии в судебном процессе законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении мер медицинского характера. Данные положения призваны повысить правовую защищенность лиц с психическими расстройствами.
По делам рассматриваемой категории обязательно проведение судебно-психиатрической экспертизы, что прямо следует из положений п. 3 ст. 196 УПК. Эксперты формулируют свои выводы относительно принудительных мер медицинского характера в форме рекомендаций. В ходе судебного следствия суд должен изучить обоснованность обвинения и обоснованность рекомендованной меры медицинского характера – он вправе решить этот вопрос на свое усмотрение (решение экспертов о неспособности лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий суд изменить не может – он имеет право только назначить повторную СПЭ). Суд может вызвать экспертов, спросить, почему рекомендована именно такая принудительная мера медицинского характера, выслушать их и после этого принять решение.
В производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица СПЭ, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле (ст. 438 УПК).
Законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда. При отсутствии близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства (ч. 1 ст. 437).
Со времени установления факта психического расстройства лицо может быть помещено в психиатрический стационар (ст. 435 УПК). В отношении лиц, к которым в качестве меры пресечения применено ОГЛАВЛЕНИЕ под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора суд принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар в порядке, установленном ст. 108 УПК, в отношении лиц, не содержащихся под стражей, – ст. 203 УПК. Статья 435 Кодекса призвана, наряду с прочим, создать условия для своевременного оказания психиатрической помощи психически больным. В то же время нормы данной статьи недостаточно четко регламентируют ряд существенных вопросов. При этом в первом случае (для содержащихся под стражей) предусмотрена процессуальная процедура, аналогичная заключению под стражу (ст. 108 УПК), а во втором случае (для не содержащихся под стражей) – процессуальная процедура, аналогичная помещению обвиняемого, подозреваемого в психиатрический стационар для производства судебной экспертизы (ст. 203 УПК). Следует пояснить, что речь идет о лицах, у которых "установлен факт психического заболевания", т.е. им проведена судебно-психиатрическая экспертиза и установлен психиатрический диагноз, но еще не вынесено постановление суда о вменяемости или невменяемости. А период между СПЭ и вынесением постановления может оказаться достаточно продолжительным. Во-первых, из самой формулировки не вполне понятно, о каких психических расстройствах идет речь (не конкретизирована глубина расстройства), а ведь при недобровольной госпитализации речь может идти только о психически больных с тяжелыми психическими расстройствами. Во-вторых, это не принудительная мера медицинского характера, поскольку еще нет решения суда, а именно недобровольная мера, но механизм ее реализации противоречит Закону о психиатрической помощи.
В отношении содержащихся под стражей неясно также, в какой именно психиатрический стационар должно быть переведено данное лицо (по месту жительства или по месту совершения преступления). Нужна ли для этого отмена меры пресечения[1] или лицо остается под стражей, по при этом выносится дополнительное определение суда и оно переводится из изолятора в психиатрическую больницу (что уже совсем не соответствует действующему законодательству)? В отношении не содержащихся под стражей – примерно та же ситуация. Указывается, что механизм такой же, как при помещении в экспертный стационар (ст. 208 УПК), т.е. постановление – согласие прокурора – постановление суда, по лицо помещают уже не в экспертный, а в общий стационар, что не предусмотрено и самим УПК, а также противоречит Закону о психиатрической помощи. Вероятно, следует поступать в соответствии с давно сложившейся практикой. В отношении содержащихся под стражей – возвращать их в следственный изолятор, но при этом помещать в отдельные камеры или в психиатрическое отделение медсанчасти, если таковое имеется (только для тех, кто должен быть признан судом невменяемым). В отношении не содержащихся под стражей – недобровольно госпитализировать, но по Закону о психиатрической помощи, что позволит избежать нарушения их прав.
В УПК Федеральным законом от 29.11.2010 № 323-Φ3 внесены поправки, направленные на приведение его в соответствие с Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 № 13-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С. Г. Абламского, О. Б. Лобашовой и В. К. Матвеева", устанавливающим, что лицу, в отношении которого осуществляется производство по применению принудительных мер медицинского характера, должна быть предоставлена возможность лично осуществлять принадлежащие ему процессуальные права, если это возможно с учетом его психического состояния.
Согласно ч. 3 ст. 439 УПК следователь уведомляет о прекращении уголовного дела или направлении его в суд лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его законного представителя и защитника, а также потерпевшего и разъясняет им право знакомиться с материалами уголовного дела. Ознакомление с уголовным делом, заявление и разрешение ходатайств о дополнении предварительного следствия производятся в порядке, установленном ст. 216–219 Кодекса.
Копия постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера вручается лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитнику и законному представителю (ч. 6 ст. 439 УПК).
Лицу, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном заседании, если это позволяет его психическое состояние. При этом учитывается заключение экспертов, участвующих в производстве СПЭ, и при необходимости медицинское заключение психиатрического стационара (ч. 1 ст. 441 УПК).
В соответствии с ч. 1 ст. 443 Кодекса, признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление:
• об освобождении невменяемого от уголовной ответственности на основании ст. 21 УК;
• освобождении от наказания лица, заболевшего тяжелым психическим расстройством после совершения им преступления, на основании ст. 81 УК.
Одновременно с этим суд выносит решение относительно принудительных мер медицинского характера:
• об их применении и назначении конкретной меры медицинского характера (ч. 1 ст. 443 УПК)[2];
• отказе в их применении и прекращении дела, если лицо по своему психическому состоянию не представляет опасности либо им совершено деяние небольшой тяжести (ч. 2 ст. 443 Кодекса).
Судом избирается лишь вид принудительного лечения (как правило, суд применяет меру, рекомендованную в экспертном заключении); выбор конкретного медицинского учреждения, где он будет применяться, является прерогативой органов здравоохранения.
Постановление суда может быть в течение 10 суток обжаловано в апелляционном порядке или в порядке надзора потерпевшим, его представителем, а также лицом, в отношении которого велось или ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитником, законным представителем или близким родственником и прокурором в соответствии с гл. 45.1 (ст. 444 УПК).
Как уже указывалось, суд может применить принудительную меру медицинского характера в отношении лица с тяжелым психическим расстройством, совершившим ООД, а может и не применять, если субъект не представляет опасности для общества. При этом, освобождая его от наказания, суд может передать материалы о нем органам здравоохранения для решения вопроса о лечении на общих основаниях. Согласно ч. 4 ст. 97 УК "суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении". В ч. 4 ст. 443 УПК сказано, что "копия постановления суда в течение 5 суток направляется в орган здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи в психиатрический стационар".
Таким образом, суд, решив не назначать принудительное лечение из-за отсутствия опасности больного, направляет в органы здравоохранения копию постановления и иные материалы. В свою очередь, органы здравоохранения принимают медицинские меры, предусмотренные законодательством о здравоохранении, в том числе при необходимости помещают в психиатрический стационар в соответствии с Законом о психиатрической помощи. Подобные меры обычно именуются лечением на общих основаниях, или иными медицинскими мерами, что позволяет не смешивать их с принудительными мерами медицинского характера. Следует подчеркнуть, что в подобных случаях суд выносит лишь решение о неприменении принудительных мер медицинского характера, остальные действия осуществляют местные органы здравоохранения в рамках действующего законодательства.
Исполнение принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами осуществляется исключительно психиатрическими учреждениями системы здравоохранения, тогда как исполнение принудительных медицинским мер по отношению к осужденным – органами уголовно-исполнительной системы (ФСИН Минюста России).
Как уже указывалось, длительность применения принудительных медицинских мер судом не устанавливается. Каждое лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, для решения вопроса о ее продлении, отмене или изменении подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров (т.е. не менее чем двумя психиатрами) не реже 1 раза в 6 месяцев – "первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно" (ч. 2 ст. 102 УК).
Вместе с тем в ч. 1 ст. 445 УПК говорится, что "по подтвержденному медицинским заключением ходатайству администрации психиатрического стационара, а также по ходатайству лица, к которому применена принудительная мера медицинского характера, его защитника или законного представителя суд прекращает, изменяет или продлевает на следующие 6 месяцев применение к данному лицу принудительной меры медицинского характера.
По УПК получается, что суд продлевает принудительную медицинскую меру только на 6 месяцев, что противоречит УК (первое продление может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление производится ежегодно). В действующем УПК также не оговорена возможность досрочной отмены меры медицинского характера (до истечения б месяцев). Это противоречит логике и букве УК, который устанавливает, что судебное решение должно следовать за результатами врачебного заключения, а в ч. 3 ст. 102 указывается, что "изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера". Это положение было конкретизировано Федеральными законами от 29.02.2012 № 14-ФЗ и от 25.11.2013 № 317-Φ3, внесшими изменения в ч. 2 ст. 102 УК, которая теперь гласит, что "освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования"[3]. Таким образом, если психическое состояние лица изменилось настолько, что оно больше не представляет общественной опасности, то нет оснований для продолжения принудительной меры, поскольку продолжение применения принудительной медицинской меры без необходимости – это грубое нарушение прав пациента. Исходя из норм УК, отменять или изменять форму принудительного лечения ранее, чем через 6 месяцев после очередного судебного решения, возможно.
Необходимо отметить, что к лицам, в отношении которых осуществляются принудительные меры медицинского характера, должны применяться те же медицинские меры обследования и лечения, что и ко всем больным с аналогичными формами психических расстройств. Хотя данное положение и не закреплено законодательно, Закон о психиатрической помощи распространяет права пациентов на всех лиц, находящихся на стационарном принудительном лечении. В то же время Закон никак не регламентирует осуществление принудительных мер медицинского характера, а ст. 13 Закона, посвященная этим мерам, является бланкетной, т.е. содержит отсылку к действующему уголовному законодательству.
Изменение вида принудительного лечения осуществляется в случаях, когда отпадает необходимость в осуществлении ранее назначенной принудительной меры. Это может быть как замена более строгой меры на менее строгую, так и наоборот (в случае повышения общественной опасности больного).
Отмена принудительных мер медицинского характера осуществляется тогда, когда достигнуты их цели, предусмотренные ст. 98 УК:
а) при полном выздоровлении больного;
б) при таком изменении характера психического расстройства, когда исчезает опасность больного для себя и окружающих, а также возможность причинения им иного серьезного вреда.
Снижение или исчезновение опасности возможно не только при улучшении психического состояния больного, но и при ухудшении, – например, при злокачественных вариантах течения некоторых заболеваний, приводящих к формированию выраженного дефекта личности (слабоумия) со снижением волевых побуждений, активности.
Порядок прекращения, изменения и продления принудительных мер медицинского характера регламентируется ст. 445 УПК. Там указывается, что ходатайствовать о психиатрическом освидетельствовании и изменении/прекращении судом принудительной медицинской меры помимо администрации медицинской организации, оказывающей помощь в стационарных условиях, может лицо, к которому применена принудительная мера, его защитник или законный представитель (ч. 1 ст. 445). Вопросы о прекращении, об изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера рассматриваются судом, вынесшим постановление о ее применении, или судом по месту применения этой меры (ч. 2 ст. 445).
О назначении уголовного дела к слушанию суд извещает лицо, к которому применена принудительная мера медицинского характера, его законного представителя, администрацию психиатрического стационара, защитника и прокурора. Участие в судебном заседании защитника и прокурора обязательно. Лицу, в отношении которого решается вопрос о прекращении, об изменении или продлении применения к нему принудительной меры медицинского характера, должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном заседании, если позволяет его психическое состояние. Неявка других лиц не препятствует рассмотрению уголовного дела (ч. 3 и 4 ст. 445 УПК).
В судебном заседании исследуются ходатайство, медицинское заключение, выслушивается мнение лиц, участвующих в судебном заседании. Если медицинское заключение вызывает сомнение, то суд по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе может назначить судебную экспертизу, истребовать дополнительные документы, а также допросить лицо, в отношении которого решается вопрос о прекращении, изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера, если это возможно по его психическому состоянию (ч. 5 ст. 445 УПК).
По итогам судебного разбирательства суд вправе согласиться с представленным ходатайством и вынести соответствующее постановление либо вынести постановление об отказе в прекращении, изменении или продлении принудительного лечения. Отказ в продлении принудительного лечения означает его отмену. В этом случае происходит выписка лица из психиатрического стационара или прекращение амбулаторного принудительного наблюдения и лечения.
Суд выносит постановление в совещательной комнате и оглашает его в судебном заседании (ч. 7 ст. 445 УПК). Постановление может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке или в порядке надзора (ч. 8 ст. 445 Кодекса).
Лицо, заболевшее тяжелым психическим расстройством после совершения преступления, но до вынесения приговора по уголовному делу, в соответствии с ч. 4 ст. 81 УК в случае выздоровления может подлежать уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности, предусмотренные ст. 78 и 83 УК. В этих случаях суд прекращает принудительную меру медицинского характера и решает вопрос о направлении руководителю следственного органа или начальнику органа дознания уголовного дела для производства предварительного расследования в общем порядке. Дело подлежит возобновлению и производство по нему ведется в обычном порядке (ч. 1 ст. 446 УПК). Необходимо отметить, что это не обязательно полное выздоровление (исчезновение всех симптомов психического расстройства). Речь идет лишь о таком улучшении психического состояния, при котором восстанавливается способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, при возможном сохранении неглубоких психопатологических нарушений, не относящихся к категории тяжелых психических расстройств. Закон предусматривает необходимость зачета времени, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение, в срок наказания (ч. 2 ст. 446 УПК) из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы (ст. 103 УК).
В отношении осужденных, к которым применено принудительное лечение, соединенное с исполнением наказания, его основания и сроки его продления и отмены регламентированы ст. 102 и 104 УК, а порядок – п. 12 ст. 397 и ст. 399 гл. 47 УПК ("Производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора"); нормы гл. 51 УПК на данную категорию дел не распространяются[4].