Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Административные правоотношения граждан и их объединений с органами государственного управления складываются в процессе подготовки, проведения и подведения итогов референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Демократические, свободные и периодические выборы, а также участие граждан в референдуме являются формой непосредственного выражения принадлежащей народу власти. Юридические гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории РФ, закреплены в Конституции РФ, а также:
• в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";
• Федеральном законе от 26.11.1996 № 138-Φ3 "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";
• Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
• Федеральном законе от 02.10.2012 № 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О политических партиях”";
• в иных федеральных законах; а также
• в конституциях (уставах) субъектов РФ;
• законах субъектов РФ;
• в уставах муниципальных образований.
Кроме того, институт избирательного права урегулирован Федеральными законами от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и др.
Граждане и их объединения могут влиять на публичную власть и осуществлять контроль над ее деятельностью посредством реализации различных прав и свобод: свободы слова, избирательного права, права на отзыв выборного должностного лица, права на объединение.
Ранее в судебном порядке можно было защитить только активное избирательное право – право избирать: гражданин имел возможность обжалования только неправильностей в списках избирателей. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории РФ, и гл. 26 ГПК РФ значительно расширили возможности судебной защиты избирательных прав. Теперь судебной защите подлежит как активное избирательное право, так и пассивное, т.е. право быть избранным.
Защита права на референдум осуществляется комиссиями референдума и судами. В процессе судебного разбирательства избирательные комиссии разных уровней могут занимать различное процессуальное положение – как ответчиков, так и заявителей, в зависимости от категории нарушенных прав.
Правила подсудности данной категории дел подчинены предписаниям ст. 24, 26, 27 ГПК РФ, которые определяют компетентный суд для обращения за защитой. При этом закон не требует предварительного обращения в вышестоящие избирательные комиссии или комиссии референдума.
Решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также комиссий референдума, а равно их бездействие могут быть обжалованы в суд в случае нарушения предоставленных прав:
• в Верховный Суд РФ обжалуются решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии РФ;
• в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов обжалуются решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
• в районные суды обжалуются решения и действия (бездействие) иных комиссий.
Субъектами, имеющими право обращения в суд за защитой нарушенных прав, являются (рис. 4.5):
Рис. 4.5. Субъекты, имеющие право обращаться в суд за защитой нарушенных избирательных прав и права на референдум
• избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации [1];
• Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума – в случаях нарушения избирательного законодательства, законодательства о референдуме органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, избирательной комиссией, комиссией референдума;
• члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутаты законодательных собраний субъектов РФ – по вопросу о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ, о расформировании избирательной комиссии субъекта РФ.
Для некоторых субъектов, имеющих право обращения в суд за защитой нарушенных избирательных прав, законодателем установлены специальные условия обращения.
Так, требуется определенная численность заявителей – не менее 1/3 от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ или от числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта РФ, либо группа депутатов любой из избираемых палат для обращения по вопросу о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ, о расформировании избирательной комиссии субъекта РФ.
Квалифицированный состав участников обращения установлен также по вопросам о расформировании:
• окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
• избирательной комиссии муниципального образования;
• окружной избирательной комиссии по выборам в представительный орган муниципального образования;
• территориальной, участковой комиссии;
• избирательной комиссии поселения.
Сроки рассмотрения дел данной категории имеют особое значение не только для избирателей, но для избираемых и организаторов выборов, поэтому закон устанавливает сокращенные сроки обращения в суд и рассмотрения каждого вида дел данной категории.
Сроки обращения в суд за защитой нарушенных прав установлены с учетом характера заявленных требований и необходимости быстрого решения вопросов, связанных с избирательными правоотношениями:
• заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения (ч. 2 ст. 260 ГПК РФ);
• заявление об отмене регистрации кандидата или списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ);
• заявление о нарушении избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации после опубликования результатов выборов либо референдума может быть подано в суд в течение года со дня опубликования результатов соответствующих выборов (референдума) (ч. 4 ст. 260 ГПК РФ);
• п. 5 ст. 31 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что заявления о расформировании избирательной комиссии, организующей выборы, референдум, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании (кампании референдума). Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании (кампании референдума), но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. При проведении повторного голосования заявление в суд о расформировании участковой комиссии может быть подано в период после установления итогов голосования на данном участке, но не позднее чем за семь дней до дня повторного голосования.
ГПК РФ устанавливает сокращенные сроки на рассмотрение дел данной категории. Следует отметить обязанность суда организовать свою работу таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб даже в выходные дни (п. 11 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"),
В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дате голосования, в день голосования или в день, следующий за датой голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, заявление должно быть рассмотрено и разрешено не позднее чем через 10 дней со дня его подачи. Однако истечение сроков рассмотрения судом поданных в период избирательной кампании заявлений о защите избирательных прав не влечет за собой прекращения производства по делу и не препятствует судам, включая суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, разрешить данное дело по существу (ч. 6 ст. 260 ГПК РФ).
Заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования – немедленно.
Решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Решение по заявлению об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума принимается судом не позднее чем за три дня до дня голосования.
Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, должно быть рассмотрено и разрешено в течение двух месяцев со дня его поступления в суд.
Решение по заявлению о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума принимается судом не позднее чем через 14 дней, а в ходе избирательной кампании, кампании референдума – не позднее чем через три дня со дня поступления заявления в суд.
Перечень оснований для расформирования комиссий содержится в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Расформирована может быть любая комиссия, в том числе Центральная избирательная комиссия РФ, но в последнем случае основанием может служить только неисполнение решения Верховного Суда РФ (п. 2 ст. 75). Расформирование комиссии влечет прекращение полномочий ее членов с правом решающего голоса, тогда как полномочия членов с правом совещательного голоса не прекращаются.
Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума, избирательную комиссию субъекта РФ, Центральную избирательную комиссию РФ не является обязательным условием для обращения в суд. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.
Закон не исключает правовой возможности одновременного обращения с заявлением в суд о расформировании определенной избирательной комиссии нескольких субъектов, имеющих такое право. В этом случае суд рассматривает все заявления в рамках одного дела.
По общему правилу, дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют дела о расформировании избирательных комиссий (комиссий референдума) – они рассматриваются коллегиально, в составе трех профессиональных судей (ст. 260.1 ГПК РФ).
Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, политической партии, иного общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, прокурора.
Не является препятствием для разрешения дела неявка в суд заявителя, представителей соответствующих органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. Причины неявки в данном случае никакой роли не играют.
Рассмотрение в суде заявления, оспаривающего решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не являются нарушением депутатской неприкосновенности, предоставляемой признанному избранным депутату. Поэтому признанный избранным кандидат не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по делу, возбужденному в связи с заявлением на нарушение избирательных прав граждан. Кроме того, не требуется получение согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия неприкосновенности признанного избранным кандидата при рассмотрении дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 260.1 ГПК РФ при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме в период избирательной кампании, кампании референдума до дня опубликования результатов выборов, референдума судом не могут быть наложены следующие обеспечительные меры:
• наложение ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или их изъятие;
• запрещение избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.
В силу прямого указания закона решение суда первой инстанции об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть обращено к немедленному исполнению (ч. 4 ст. 260.1 ГПК РФ).
Разновидностью нарушения избирательного права является наличие неправильностей в списке избирателей. Список избирателей должен представляться участковой избирательной комиссией избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за 20 дней до дня голосования, а в предусмотренных ч. 4–6 ст. 15 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" случаях составления списка избирателей позднее этого срока – непосредственно после составления списка избирателей.
Гражданин Российской Федерации вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю в течение 24 часов, а в день голосования – в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования (ч. 1 и 2 ст. 17 Закона). Неисполнение указанных правил дает право оспорить это бездействие в суд.
Если суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) незаконным, то он обязывает удовлетворить требования заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. При этом суд устанавливает сроки на исполнение решения.
Решение суда, вступившее в законную силу, направляется руководителю соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, председателю избирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу. Решение исполняется по правилам, установленным ст. 206 ГПК РФ и распространяющимся на решения суда, обязывающие ответчика совершать определенные действия. В случае его неисполнения в установленный срок без уважительных причин применяются меры, предусмотренные федеральным законодательством.
Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями, комиссиями референдума (п. 3 ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Апелляционная жалоба на решение суда, частная жалоба на определение суда по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вынесенные в период избирательной кампании, кампании референдума до дня голосования, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом указанных решения, определения (ч. 3 ст. 261 ГПК РФ). Закон устанавливает сокращенные сроки и для подачи кассационной жалобы на решения по делам данной категории.