Лекция 25. Производство по делам с участием иностранных лиц
В результате изучения главы студент должен:
знать
■ понятие и правовую природу производства по делам с участием иностранных лиц;
■ правовое положение иностранцев в российском гражданском процессе;
■ подсудность дел с участием иностранных лиц российским судам, а также ее виды;
■ процессуальные последствия рассмотрения дел иностранным судом;
■ виды юрисдикционного иммунитета государств и международных организаций;
■ порядок исполнения поручений иностранных судов;
■ правовой механизм признания и исполнения решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей);
уметь
■ давать квалифицированные юридические консультации в рамках производства по делам с участием иностранных лиц;
■ правильно применять, соблюдать и толковать нормы, регулирующие порядок производства по делам с участием иностранных лиц;
владеть
■ навыками анализа судебной правоприменительной практики по гражданским делам с участием иностранных лиц.
Правовое положение иностранцев в российском гражданском процессе
Конституция указывает, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры с участием Российской Федерации суть составная часть ее правовой системы. В свою очередь, Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" подчеркивает, что Россия, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
С развитием международных отношений потребность в дальнейшем правовом регулировании вопросов, связанных с правовым положением иностранцев, в российском гражданском процессе возрастает. В этой связи при принятии нового ГПК законодатель значительно расширил ОГЛАВЛЕНИЕ разд. V, отвечающего за производство по делам с участием иностранных лиц. Отдельные положения этого раздела разъясняются в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5.
Согласно конституционному правовому регулированию, а именно ч. 3 ст. 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Подобная правовая установка полностью перенесена в область гражданских процессуальных отношений и сконцентрирована в универсальном праве на судебную защиту в Российской Федерации, которым обладают следующие субъекты:
– иностранные граждане (федеральные законы от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" под иностранным гражданином понимают лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства);
– лица без гражданства (названные законодательные акты под таковыми подразумевают лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и не имеющих доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства);
– иностранные и международные организации (под данными организациями имеют в виду любые организации, в том числе и не обладающие статусом юридического лица, учрежденные за пределами Российской Федерации).
Впервые процессуальный закон детально описал правила, касающиеся гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности всех вышеописанных субъектов. В соответствии с ст. 399 ГПК гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, т.е. правом той страны, гражданство которой лицо имеет. Если гражданин обладает несколькими иностранными гражданствами или он не может подтвердить какое-либо гражданство, то его личным законом считается право страны, в которой он имеет место жительство. Вместе с тем, если иностранный гражданин проживает в России, а также наделен двойным гражданством, одно из которых российское, личным законом будет являться именно российское право. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой она учреждена, и уже на основе личного закона предопределяется ее процессуальная правоспособность (ст. 1202 ГК). Однако иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории РФ признана правоспособной, руководствуясь нормами российского права.
Лицо, не могущее быть на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть признано на территории РФ процессуально дееспособным, если оно в соответствии с ст. 37 ГПК процессуально дееспособно. Интересно, что в некоторых государствах понятия "процессуальная дееспособность" нет (например, в английском праве участник материальных отношений – это потенциальный участник гражданских процессуальных отношений).
Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается благодаря международному договору, согласно которому она создана, ее учредительным документам или соглашению с компетентным органом РФ. Примером этому может служить Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. с участием России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Право иностранных лиц на обращение за судебной защитой подкрепляется рядом международных правовых актов. В частности, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Мали о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 31 августа 2000 г. отмечается, что "граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и в иные учреждения другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и ее граждане". В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г. граждане Монголии пользуются на территории РФ такой же правовой защитой личности и имущества, как и граждане России, и наоборот.
Специальным образом регулируются отношения государств – участников СНГ, строящиеся на основе Минской конвенции о правовой помощи (следует учитывать, что взамен данной Конвенции большинство стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина) подписали Кишиневскую конвенцию о правовой помощи, которая вступила в силу 27 апреля 2004 г., но пока не в отношении России в связи с необходимостью выполнения отдельных внутригосударственных процедур), а равно иных договоров о правовой помощи. Конвенция позволяет гражданам государств-участников беспрепятственно обращаться в суды договорившихся стран.
Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения, затрагивающие иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.