Производственный экологический контроль
Такой контроль должен осуществляться природопользователем или по его поручению созданной им земельной, землеустроительной, агрохимической, мелиоративной, экологической и иными службами предприятия, учреждения, организации.
Контроль ставит своей целью проверку соблюдения нормативов качества окружающей среды, выполнения требований природоресурсного законодательства, планов и мероприятий по охране природы, оздоровлению окружающей среды.
Этот производственный или внутриведомственный, внутрипроизводственный контроль организуется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельного участка, иного природного объекта или находящегося на нем предприятия и, как правило, не подвергается подробному, конкретному постороннему регулированию.
Это вызывается тем, что обладатель природного объекта отвечает перед обществом за состояние этого объекта и связанной с ним окружающей среды, выполнение требований законодательства, соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Каким именно образом природопользователь организует выполнение своего экологического долга перед обществом – это задача прежде всего самого природообладателя, предприятия, владельца природного объекта.
Он может осуществлять производственный экологический контроль сам либо возлагать обязанности по охране окружающей среды на отдельных должностных лиц предприятия, создавать специальную службу или лабораторию по природопользованию и охране среды, устанавливать систему поощрений и наказаний в этой области, принимать иные меры контроля и воздействия для обеспечения требуемого законопослушного поведения.
Известны случаи принятия положений о премировании и депремировании работников за соответствующее выполнение или невыполнение своих производственных экологических обязанностей, об осуществлении внутризаводского экологического контроля. Особенно это важно для ресурсопотребляющих организаций, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, подвергаемых регулярным государственным проверкам, выявляющим серьезные экологические правонарушения.
Для профилактики этих правонарушений на предприятиях принимаются планы и программы, направленные на снижение загрязнений природных ресурсов – земли и се поверхностного слоя: почвы, водных объектов; проверка выполнения этих мероприятий является важной стороной производственного экологического контроля.
Там, где налажен надлежащий производственный контроль, уменьшается необходимость государственного надзора, общественного, муниципального контроля, реже предъявляются претензии общества и государства к экологическому состоянию предприятия.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 "О государственном земельном надзоре" сведения об организации производственного земельного контроля представляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу территориальных органов Росреестра не чаще одного раза в год.
Актуальной проблемой становится координация форм и видов экологического контроля, особенно на сто различных стадиях, которые необходимо учитывать и для этого – классифицировать. Как и другие виды экологического контроля, производственный контроль может иметь несколько стадий:
• информационно-правовая при сборе материалов – проверка законности оснований природопользования, выявление межевых и иных разделительных знаков, обследование фактического состояния и целевого землепользования, установление неиспользуемых или ненадлежаще используемых других природных объектов;
• принятие решения по результатам проведенного контроля – основывается на данных проверок и обследований путем анализа материалов; решение может быть предварительным, с проведением дополнительных проверок, или окончательным, единоличным или комиссионным;
• исполнение решения – в российских условиях наиболее значимая часть контроля, включающего наложение дисциплинарной, материальной и иных форм ответственности за экологические правонарушения.
Обсуждается и готовится проект нормативного правового акта о порядке представления в государственные органы сведений об организации производственного земельного контроля лицом, использующим земельный участок. Возможно продолжение и распространение этой идеи на осуществление производственного экологического контроля в отношении собственников других природных объектов.
В целом негосударственные формы экологического контроля не должны восприниматься как второсортные, вспомогательные; по мере роста гражданской активности населения они призваны становиться полноправными звеньями организационно-правового механизма охраны окружающей среды, а граждане – полноценными участниками экологической деятельности и реализации единой экологической политики.