Лекция 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОРАЛИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• как появилась мораль;

• в чем истоки нравственного поведения;

• золотое правило нравственности;

уметь

• проводить различие между понятиями "нравственность", "мораль" и "этика";

владеть

• навыками исторического анализа моральных норм.

Возможна ли жизнь общества без морали?

Человеческие действия обусловлены не только разумом. У людей есть совесть, т.е. нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков. Первые представления о совести мы обнаруживаем в Древнем мире. Своеобразная феноменология совести описывается, скажем, в древнекитайских текстах при помощи категорий "долг" и "стыд". Представление о долге в конфуцианстве неразрывно связано с категориями "жэнь" и "ли". "Жэнь" – это главная характеристика благородного человека. "Тот, кто искренне стремится к человеколюбию, нс совершит зла". "Тот, кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), является человеколюбивым... Почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успеха. Если человек добр, он может использовать других"[1].

Долг древнего китайца – следовать ритуалу, который имеет небесное происхождение и является отражением принципов бытия. Постоянство китайцы хотели получить на земле, а не по ту сторону жизни. Отсюда значительная роль, которая отводится ритуалу (знаменитые китайские церемонии) и чувству долга. Феномен стыда оказывается произвольным: его обнаружение обусловлено человеколюбием и долгом. Человек испытывает стыд, отходя от предписаний ритуала.

Понятие долга существовало и в индийской философии. Впервые представления о долге сложились в пределах концепции риты – нравственного порядка мира. Долг имеет внешний источник, но наши обязанности по отношению к нему открываются благодаря кодане – силе, находящейся внутри нас.

В предфилософии и философии Древней Греции для обозначения совести часто используется слово "стыд". Поэмы Гомера, трагедии Софокла, Еврипида часто рассказывают о том, что герои переживают стыд. Это чувство возникает, когда герой совершает нежелательный поступок, отходит от предписаний богов. В поэме "Труды и дни" Гесиод впервые упоминает совесть, которую он отличает от стыда. В философии Демокрита подчеркивается, что человеку надлежит в большей степени стыдиться себя, нежели окружающих. Так родились первые внутренние императивы человеческого поведения. Римская философия указывает на природный характер совести (Сенека, Эпикур). Марк Аврелий считал, что совесть – это "божество в тебе". Этот взгляд отражает и христианское представление о мире.

Способность человека к оценке действий с точки зрения добра и зла – основная черта человека, которая, хотя и изменчива, свойственна людям. Последние могут испытывать стыд и жалость, осознавать свою вину или недостойность собственных действий. У каждого человека есть нравственный опыт, когда ему приходится выбирать между добром и злом. Нравственность – это свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека.

Нравственность опирается на нравы, т.е. на добровольное соглашение людей, которые пытаются соотнести свои чувства, стремления и действия с жизненными установками других людей, с интересами и достоинством всего общества. Человек создал множество миров – миры языка, поэзии, науки. Однако, пожалуй, самым важным из них является мир моральных требований – свободы, равенства, милосердия. Ценность – это жизненная и практическая установка поведения индивида, выражающая то, что для него свято. Один человек выше жизни ставит честь, другой жаждет свободы, третий настаивает на несокрушимости добра, четвертый славит всепобеждающее чувство – любовь.

На протяжении многих столетий философы, религиозные мыслители, обществоведы пытались раскрыть смысл и назначение нравственности. Что такое добро и зло? Как появилась мораль?

Есть ли у нашей жизни какой-нибудь смысл? Если да, то в чем он состоит? Возможна ли жизнь общества без морали?

Почему на протяжении многих веков философы и учителя жизни проявляли интерес к этим вопросам? Во-первых, нравственное чувство позволило людям осознать отличие человека от животных. Во-вторых, люди, руководствуясь совестью, пытались отладить отношения человека с природой, с другими людьми, с обществом в целом. В-третьих, нравственные нормы помогали выбирать достойный образ жизни.

Древнегреческий писатель и историк Плутарх в "Сравнительных описаниях" рассказывает о том, как некий пятиборец во время состязаний нечаянно убил дротиком другого человека. Великий правитель Афин Перикл целый день пытался разобраться, кто виноват в случайной смерти – дротик, тот, кто метнул его, или тот, кто организовал соревнования. Проблемы вины и ответственности всегда волновали людей.