Происхождение имени Русь. Понятие о "Русской земле"

До настоящего времени в науке идут споры о происхождении названия Русского государства и населявшего его этноса. Существует несколько подходов к объяснению происхождения имени Русь: 1) поиск в древности одноименного племени (этноса); 2) перенос в русский язык иностранного термина, обозначавшего социальную группу или этнос; 3) вывод происхождения слова "русь" из древнерусского языка (по названию реки Рось и т.д.).

Первое достоверное упоминание "народа рос" в источниках – сообщение Вертинских анналов под 839 г. В нем говорится, что в Ингельгейм ко двору императора франков Людовика Благочестивого прибыли послы некоего "народа рос". Этот народ управляется каганом, относится к племени свеев (шведов), не знает железа и носит только кифары. Некоторые ученые склонны отождествлять с этими росами представителей Южного центра Руси, Киева (И. Я. Фроянов), другие сближают их со скандинавами (А. В. Назаренко) или конкретно с фризами (А. Л. Никитин). Во всяком случае, в данном свидетельстве больше следов неизвестной нам легендарной этнической общности "русь" во главе со скандинавами, чем славян-руси.

Согласно утверждению летописца, варягов под названием "русь" привел с собой Рюрик. Вот почему, начиная с А. А. Шахматова, распространенной версией является сближение имени "русь" с финским словом ruotsi ("гребцы"), которым финны называли шведов (ср.: Ruotsalainen – Швеция). С ним также близки скандинавские слова с основой на *roPs – roPsmenn, roPmarpr, roPkarl в сходных значениях: "гребец", "участник похода на гребных судах". А. А. Шахматов опирался на теорию шведского археолога Т. Арне, создавшего концепцию норманнской колонизации Восточной Европы.

Это подтверждает и типология этнонимов в "Повести временных лет". Названия славянских племен в ней оканчиваются на -чи (кривичи, вятичи и др.) и -не (поляне, древляне и т.д.). Все имена с окончанием на обозначают финно-угорские народы: сумь, емь, чудь, весь. Таким образом, в группу неславянских народов попадает и этноним "русь". В пользу данной версии говорят и сведения из арабских источников IX–X вв. В них рассказывается о народе-господине – русах, все описания которого, от одежды до погребального обряда, имеют ярко выраженное сходство с викингами-скандинавами. Именно им, согласно восточным текстам, подчиняются живущие рядом славяне.

Учеными выдвигаются и другие объяснения о происхождении этнонима. Среди наиболее распространенных следует назвать иранскую концепцию (Д. И. Иловайский, О. Н. Трубачев, Г. В. Вернадский и др.). Она связывает происхождение имени "русь" с термином, обозначавшим некий иранский народ, живший в Северном Причерноморье в VI–VII вв. Первое упоминание о нем видят в известии Псевдо-Захарии Ритора (VI в.) о легендарном народе hros с красной кожей и такими длинными конечностями, что, когда человек садился на коня, они волочились по земле. Его также сближают с сарматским племенем роксолан и с некоей Приазовской Русью, след которой остался в древней Тмутаракани. Однако не ясен механизм переноса на славян названия иранского этноса.

Другая версия связывает происхождение этнонима со средним притоком Днепра – рекой Росью, на которой якобы жило одноименное славянское племя, давшее название всему государству (Б. А. Рыбаков, Μ. Н. Тихомиров и др.). Но источникам такое племя неизвестно, к тому же трансформация "рось" в "русь", как полагают ученые-лингвисты, противоречит законам развития языка.

"Русами" ученые называют также племя поморских славян, которое привел к озеру Ильмень их князь Рерик-Рюрик (С. А. Гедеонов). "Русь" Рюрика в этом случае отождествляют с балтским племенем пруссов или же поморскими славянами (М. В. Ломоносов, А. Г. Кузьмин и др.). Имя Рюрика сближают со славянским рериг – "сокол", указывая на то, что родовым знаком Рюриковичей на Руси был как раз летящий сокол. Однако, опять-таки, средневековым текстам подобный этноним среди прибалтийских славян неизвестен.

Таким образом, наибольшее количество аргументов существует в пользу гипотезы о происхождении имени "русь" из финно-угорских или скандинавских языков. Но здесь возникает вопрос о механизме его переноса на славян и на их государство в Восточной Европе.

По всей видимости, слово "русь" первоначально было не этнонимом, т.е. названием народа, а политонимом – термином, обозначавшим правящую верхушку, обычно состоящую из представителей особого этноса.

Такое явление, как неоднократно отмечалось учеными, имело широкое распространение в раннем Средневековье. Поэтому можно предположить, что словом "русь" именовалась господствовавшая над славянами социальная группа, опиравшаяся на силу наемной дружины. Этнически она первоначально состояла из представителей различных скандинавских народов – викингов: как конунгов вроде Рюрика и Олега, так и рядовых наемников. Однако в нее быстро начинает проникать местная славянская знать. Постепенно русь вбирает в себя пришельцев, и вскоре варяги исчезают со страниц русских летописей, хотя связанное с ними название осталось.

"Советские лингвисты... детально исследовали происхождение этого северного названия... Выводы их едины: название “русь” возникло в Новгородской земле. Оно зафиксировано здесь богатой топонимией, отсутствующей на юге: Руса, Порусье, Околорусье в южном Приильменье, Руса на Волхове, Русыня на Луге, Русська на Воложбе в Приладожье. Эти названия очерчивают первичную территорию “племенного княжения” словен, дословно подтверждая летописное: “прозвася Руская земля, новогородьци”. По содержанию и форме в языковом отношении “русь” – название, возникшее в зоне интенсивных контактов славян с носителями “иних языцей” как результат славяно-финско-скандинавских языковых взаимодействий, в ходе которых возникла группа первоначально родственных и близких по значению терминов, позднее самостоятельно развивавшихся в разных языках, наиболее полно и многообразно – в древнерусском.

Первичное значение термина, по-видимому, “войско, дружина”, возможна детализация – “команда боевого корабля, гребцы” или “пешее войско, ополчение” ...<...> Бытовавшее на Балтике у разных народов для обозначения “рати, войска”, на Руси это название уже в IX в. жило совершенно самостоятельной жизнью, оторвавшись и от прибалтийско-финского, и от близкого по первичному значению скандинавского слова. На ранних этапах образования Древнерусского государства “русь” стала обозначением раннефеодального восточнославянского “рыцарства”, защищавшего “Русскую землю”, нового, дружинного по формам своей организации общественного слоя, выделившегося из племенной среды. В XI в. “русин”, полноправный член этого слоя, по “Русской Правде” Ярослава Мудрого, – это “гридин, любо коупчина, любо ябетник, любо мечник”, то есть представитель дружины, купечества, боярско-княжеской администрации… <…>

Позднее, когда к началу XII в. название “русь” утратило-первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие “Русь”, “Русская земля”, обозначавшее государство, возглавленное этим феодальным слоем, объединявшим “великих князей”, “светлых князей” и “всякое княжье”, “великих бояр”, “бояр” и “мужей”, от которых уже отделились купцы-гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя “руси” по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в.), при изложении “Сказания о призвании варягов” упоминание в новгородских летописях о “руси” Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную, этническую, интерпретацию. До определенного времени употребление слова “русь” в социальном, а не этническом значении не вызывало сомнений..."

В Древней Руси понятие "Русская земля" употреблялось в двух значениях: в узком и широком смысле. В первом случае под Русской землей понимались Киевская, Черниговская, Переяславская земли и некоторые территории по рекам Южному и Западному Бугу и Тетереву.

В то же время Русской землей в узком смысле не считались Новгород, Полоцк, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Рязань, Смоленск, Муром и т.д.

Рамки понятия Русской земли в широком смысле являются предметом научных дискуссий. Так, согласно Б. А. Рыбакову, здесь имеется в виду вся "...совокупность восточнославянских земель в их этнографическом, языковом и политическом единстве, свидетельствуя о сложении древнерусской народности на огромном пространстве от Карпат до Дона и от Ладоги до “Русского моря”".

Однако современная наука сомневается, что такое языковое и политическое единство во времена Киевской Руси успело сложиться. Подвергается большой критике и концепция древнерусской народности, в которую якобы успело объединиться все население Киевской Руси и из которой потом выросли "три братских народа" – русские, украинцы и белорусы. Современные ученые придерживаются того мнения, что процессы этногенеза были гораздо более сложными и растянутыми во времени вплоть до XVII в.

Более аргументированной можно считать точку зрения, согласно которой в основу определения принадлежности к Русской земле в широком смысле положен конфессиональный принцип. Это земля, на которой население исповедует православие, т.е. духовно-конфессиональная общность. В XII–XIV вв., когда вместо Древней Руси на территории Восточной Европы существовал конгломерат стремительно дробящихся на еще более мелкие единицы русских княжеств и земель, именно принадлежность к единой для всех Русской православной церкви и подчиненность одному митрополиту Киевскому и всея Руси было единственной духовной скрепой, объединяющей население этих политически пестрых земель в "Русь".