Лекция 2. Происхождение и динамика культуры
Продукты природы – то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности.
Г. Риккерт
1. Универсальные компетенции.
• Социально-личностные и общекультурные:
ü понимание социокультурных механизмов, обусловливающих культурные изменения, и места в них актуальных процессов.
• Общенаучные:
ü знание взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в человеке;
ü понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса.
2. Инструментальные:
ü способность ориентироваться в динамично меняющейся социокультурной среде.
3. Профессионально ориентированные:
ü понимание влияния общекультурных изменений на структуру и динамику профессиональной деятельности, способность обнаруживать ее актуальные тенденции, готовность к непрерывному образованию.
Ключевые слова: генезис культуры, культура и природа, игровая концепция, миф, социодинамика культуры, цикличность и волновые колебания, эволюционизм, синергетическая парадигма.
Происхождение, или генезис, культуры
В предыдущей главе мы говорили о том, что культура – это ненаследуемая генетически информация, транслируемая от поколения к поколению исключительно методом научения. На одном из семинаров, проникнувшись этой мыслью, мой студент воскликнул: "Как жаль, что каждому новому поколению приходится все начинать сначала: учиться, учиться, учиться!.." Дальнейшее обсуждение привело группу к выводу о том, что если бы культурная информация передавалась на генетическом уровне, как природная, то это могло бы стать опасным для человечества.
Задание. Попробуйте и вы подискутировать на тему соотношения природного и культурного в человеке. Включите в контекст рассуждений вопрос о генной инженерии, в области которой ведутся интенсивные разработки.
До формирования культурологии как специальной дисциплины культурная деятельность и поведение людей, их нравы, обычаи и традиции объяснялись биологическими, психологическими или социологическими причинами, т.е. либо физическим типом, либо особенностями психики, либо спецификой процессов социального взаимодействия. В этих подходах культура представлялась как бы производной от человека. Культурологическое же объяснение опирается на знания и наблюдения, полученные в рамках этнографических, антропологических полевых исследований, и отталкивается от того, что поведение людей определяется внешней (по выражению Л. Уайта, экстрасоматической) культурной традицией, т.е. поведение людей является функцией культуры.
Тезис о том, что культура определяет себя сама (Л. Уайт) в процессе внутреннего взаимодействия ее элементов, свойств, образцов, норм и т.п., которое осуществляется одновременно по "горизонтали" (в пространстве) и по "вертикали" (во времени), не означает, что культурология игнорирует так называемый "мир естественных порядков" природы. Топографические, климатические, другие природные факторы (ландшафт, например, по Л. Н. Гумилеву) в процессах возникновения и становления культуры ("мира искусственных порядков") наряду с факторами биологическими и психологическими играли и продолжают играть важную роль. Особенности человека как вида, специфика его физического устроения, биологических процессов взаимодействия со средой – все имело значение, в особенности для первоначального этапа культурогенеза, т.е. для процесса происхождения и становления культуры.