Программы создания психологии как науки.
Объект психологии. Многообразие предмета психологии
Ранее мы уже говорили, что одним из значимых критериев научности является организованность и институционализированность процесса познания. Свидетельством достаточной научной зрелости определенной сферы знания служит создание научно-исследовательской программы, которая сплачивает вокруг себя ученых-единомышленников и ведет к возникновению научных институтов (кафедр, лабораторий, специализированных учебных и исследовательских заведений). Программа должна включать в себя определение объекта и предмета науки, задавать ее проблемное поле, определять основные понятия и принципы и намечать возможные методы решения проблем, намечая тем самым пути развития науки.
Первые программы создания психологии как науки появились в Германии и Франции в конце XVIII – XIX в. В первую очередь здесь следует упомянуть программы практической психологии Карла Морица (1792), экспериментальной психологии Вильгельма Вундта (1862), описательной психологии Вильгельма Дильтея (1894). Данные программы принципиально различались между собой, но практически в равной мере стали ориентирами для дальнейшего оформления психологической мысли в самостоятельную науку. Они определили эпистемологические координаты психологии в аспектах ценностных предпочтений авторов, в понимании задач, определении предмета и методов новой науки, отвоевывавшей себе жизненное пространство на границах философии и физиологии.
Берлинский учитель К. Мориц предложил создать науку, которая анализирует строение души человека по аналогии с тем, как анатомия рассматривает строение тела. Мориц видел будущую психологию прежде всего описательной практической дисциплиной, которая поможет педагогу развить способности ребенка. В качестве основного метода исследования предлагалось самонаблюдение.
Программа В. Вундта предполагала подразделить психологию на три направления: экспериментальную психологию, психологию народов и научную метафизику. Основания первого из указанных направлений представлялись близкими позитивистскому идеалу исследования, реализуемому с помощью лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними. Второе направление должно было строиться на исследовании артефактов культуры и тяготело к описательности. Третье отражало философскую позицию Вундта как идеалиста и волюнтариста[1].
По В. Дильтею, психология мыслилась возможной только как описательная дисциплина. Согласно его позиции, в ходе своей работы исследователь должен пытаться понять (реконструировать) смысл, вкладывавшийся другим человеком в свое действие или в свое создание. При этом для осуществления такого понимания необходима попытка воспроизведения системы ценностей, представлений о цели и значениях, которыми руководствовался исследуемый. Данный процесс строится как герменевтический (истолковывающий) и состоит из двух процедур: вживания в представления другого человека и сообщения о полученных результатах научному сообществу. Вживание само по себе является иррациональным: оно покоится на процедуре вчувствования, сопереживания, постановки себя на место исследуемого лица. При этом именно психология, по мысли Дильтея, должна стать центром наук гуманитарного цикла: "Психология будет основанием наук о духе, подобно тому, как математика – основа естествознания".
В последующие два столетия буквально каждый поворот в развитии психологии был отмечен программными манифестами, как заявляющими о возникновении новых научных школ, так и реорганизующими уже сложившиеся подходы. Например, рождение бихевиоризма связано с работой Джона Б. Уотсона "Психология глазами бихевиориста" (1913), психоанализа – с выходом в свет в 1900 г. "Толкования сновидений" Зигмунда Фрейда, гештальтпсихологии – с публикацией "Экспериментального исследования восприятия движения" Макса Вертгеймера (1912). Построение культурноисторической психологии на основе философии марксизма берет начато с работы Л. С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" (1927), а "экологический" поворот в рамках современной когнитивной психологии – с программного выступления Ульрика Найссера на международной конференции по практическим аспектам исследования памяти в 1978 г.
Начиная с первых программ научной психологии, авторы ставили вопрос о том, что же представляют собой психология, ее объект, предмет и метод. Как известно, именно эти категории задают науку. Объект науки обычно представлен в ее названии, в то время как предмет и метод нуждаются в отдельном обосновании.
Заметим, что большинство существующих определений сужают полноту понятия психического. Так, Дж. Уотсон определял психологию как науку о поведении, а Дж. Миллер и Дж. Брунер (основатели когнитивной психологии) позиционировали ее как науку о человеческом познании.