Программы реабилитации и оздоровления северных территорий
Накопившиеся в Арктике проблемы (в том числе природоресурсные, природоохранные) вызывают серьезную обеспокоенность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности, порождают необходимость подготовки, обсуждения и принятия правовых решений и оформляющих их нормативных актов.
18 сентября 2008 г. Президент России утвердил "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (далее – Основы), в которых определяются цели, задачи, основные меры реализации арктического направления политики России.
Совершенствование законодательства РФ в области организации рационального природопользования и охраны окружающей среды, а главное – активизация его неуклонного и всеобщего применения с учетом национальных интересов и специфики региона входит в число основных механизмов реализации российской государственной арктической политики.
Разработанные и принятые Основы могут служить определенным ориентиром выработки и соблюдения общих и специфических правовых норм, касающихся разнообразной хозяйственной и иной деятельности в отечественном секторе Арктики, обеспечения правового режима использования и охраны природных ресурсов с учетом повышенной уязвимости полярных экологических систем.
В арктических регионах еще на стадии предписанного законом территориального планирования при выборе хозяйственной и иной деятельности требуется тщательное обоснование и сохранение баланса между развитием промышленности, связи, транспорта, с одной стороны, и рациональным природопользованием – с другой.
Здесь особенно становятся актуальными техническая и публичная оценка воздействия проектов на окружающую среду исходя из презумпции опасности осуществления любого проекта (тем более на такой особо уязвимой и ранимой природной территории), общественные слушания, проведение государственной, общественной экологической экспертизы особо опасных производств и объектов, особо охраняемых природных территорий с целью недопущения непредсказуемых негативных последствий активизации развития экономики.
Федеральное и региональное законодательство должно заинтересовывать, привлекать и побуждать к продуманному освоению природных богатств Арктики с ориентиром на безотходные и малоотходные технологии. В природоохранных целях предлагается расширять сеть наблюдательных постов для осуществления мониторинга, а также наладить ведение кадастра территорий прошлого экологического ущерба, на основе данных которого в дальнейшем можно будет разрабатывать программы экологического оздоровления и реабилитации.
Нельзя игнорировать вопросы поиска, апробации и использования альтернативных источников энергии (например, ветровой, солнечной, приливной). В ст. 17 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" ("Производство энергии путем использования приливов, течений и ветра") предусмотрено лицензирование производства энергии этими нетрадиционными путями. Можно заложить в законодательстве и использовать экономические стимулы (налоговые, кредитные, таможенные льготы) развития производств на основе альтернативных источников энергии.
Заслуживает поощрения такое многообещающее направление, как экологический туризм, экскурсии, которые привлекают своей экзотикой и получают все большее распространение на трассе Северного морского пути, в прибрежных северных морях и на подходах к Северному полюсу.
Практическими задачами являются сочетание законодательных и государственных мер по выживанию, сохранению малочисленных народов РФ и создание условий надлежащего развития экономики на территориях традиционного природопользования.
К числу целей государственной политики в Арктике в сфере экологической безопасности относятся сохранение интенсивной добычи минеральных, биологических ресурсов и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Для достижения указанных целей предстоит в соответствии с Основами обеспечить сохранение биоразнообразия арктической флоры и фауны, в том числе путем расширения сети особо охраняемых природных территорий и акваторий, с учетом национальных интересов России; осуществить плановую утилизацию судов с ядерными энергетическими установками, отслуживших установленные сроки эксплуатации.
Важными мерами по реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне РФ являются установление особых режимов природопользования и охраны окружающей природной среды, включая мониторинг ее загрязнения; рекультивация природных ландшафтов; утилизация токсичных промышленных отходов; обеспечение химической безопасности, в первую очередь в местах компактного проживания населения.
В Основах подтверждается состав Арктической зоны РФ, некогда определенный в середине XX в.: территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов.
В Арктическую зону РФ входят земли и острова вместе с прилегающими внутренними морскими водами, территориальным морем, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом РФ; со стороны любого государства арктическая хозяйственная и иная деятельность невозможны без опоры на соответствующие арктические провинции, штаты, края, области.
Продолжается работа над улучшением инвестиционного климата, дается приоритетность добросовестным предпринимателям. Региональные законодательные базы по льготному налогообложению способствуют запускам стратегических экологических проектов, в результате чего организациями всех форм собственности вклад в реальный сектор "зеленой экономики" постоянно увеличивается.
Отрабатывается комплексная система взаимодействия предпринимателей, инвесторов и исполнительных органов государственной власти на условиях государственно-частного партнерства. Предпринимаются попытки самостоятельного решения связанных с природопользованием продовольственных, логистических, миграционных проблем: с суровой природой связаны традиции северян но взаимовыручке, поддержке через местные центры общественного контроля для решения стратегической задачи России – защиты окружающей среды Арктики.
В утвержденной Президентом России в феврале 2013 г. Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года предусматривается ликвидация экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в Арктической зоне РФ, включая оценку причиненного экологического ущерба и реализацию мероприятий по очистке арктических морей и территорий от загрязнения.
В соответствии с ГОСТ Р 54003-2010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения" очищаются реки и иные водоемы от брошенных и затопленных объектов, создающих риски для рыбоводства, рыболовства и судоходства, утилизируется брошенная бочкотара из-под нефтепродуктов, вывозится металлолом, брошенное оборудование, осуществляются удаление ртутьсодержащих отходов, нефтяных загрязнений, рекультивация нарушенных земельных участков и акваторий, демонтаж устаревших и утраченных радиоизотопных термоэлектрических генераторов, создающих угрозу радиационного загрязнения прибрежных территорий [1]. Заметным мероприятием стал организованный в сентябре 2013 г. Русским географическим обществом и Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа III Международный форум "Арктика – территория диалога" под председательством Президента России и при участии руководителей ряда иностранных государств. Цель форума заключалась в объединении усилий для поиска консенсуса между органами власти, научным сообществом, бизнесом и населением по вопросам сохранения природной среды Арктики, ликвидации последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.