Программы примирения в семье
Такая процедура проводится, когда взаимонепонимание членов семьи, наращивание взаимных претензий и обид, невозможность достучаться друг до друга становятся причиной кризиса. Примирение в семье направлено на разрешение внутрисемейного конфликта, разрушающего семью и выталкивающего ребенка на улицу. Подобные программы успешно проходят в тех семьях, где эмоциональные связи родителей и детей еще не совсем разрушены и они могут "достучаться" друг до друга.
Программа примирения в семье предполагает, что родители и дети встречаются в спокойной обстановке и с помощью ведущего формулируют и выражают взаимные претензии. Порой простое выслушивание друг друга дает положительный результат и укрепляет взаимоотношения. Роль ведущего заключается в том, чтобы подготовить стороны и помочь им ясно сформулировать имеющиеся претензии, донести их друг до друга. Ведущий поддерживает доброжелательную обстановку в ходе встречи. Когда обе стороны, рассказывая о чувствах, которые они испытали в результате конфликта (уходы из дома, недостойное поведение члена семьи и т.п.), приходят к признанию своей любви к близкому человеку, тогда возможна договоренность об изменении ситуации и их поведения в будущем.
В кризисной ситуации могут потребоваться и более глубокие формы работы, например семейная психотерапия, однако программа примирения дает возможность членам семьи сделать первый шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегии поведения.
Технология "круги заботы (правосудия)"
Круги правосудия (англ. Sentencing Circles) берут свое начало в традициях разрешения спорных ситуаций в культуре индейцев Канады и севера США (К. Пранис и др.).
Круги заботы проводятся в случаях, когда отношения в семье фактически разрушены, в частности из-за асоциального образа жизни родителя (например, бытовое пьянство), или ситуация представляет угрозу для жизни и здоровья ребенка, и решается вопрос о его изъятии из семьи. В этих ситуациях необходимо создать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей ребенка. Ведущий Круга заботы инициирует серию встреч с теми, кто может оказать подростку поддержку и заботу (это могут быть родственники, учителя, сверстники, местные активисты работы с детьми, руководители кружков или секций и т.д.).
В результате таких встреч совместно разрабатывается программа реабилитации, где прописываются взаимосвязанные мероприятия по оказанию помощи ребенку. Здесь решение также принимается в результате обсуждений и лишь при достижении консенсуса (согласия всех участников), однако в отличие от семейных конференций число участников Круга заботы (правосудия) значительно больше.
Ход встречи:
1. Приветствие ведущего, представление целей начавшейся встречи.
2. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и сообщает, в качестве кого он здесь присутствует.
3. Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в Кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания Круга сохранять конфиденциальность и т.д. Группа обсуждает эти и другие правила и принимает их.
4. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем заключается ситуация, почему она требует вмешательства, почему она требует именно моего участия, каким образом должна измениться ситуация, чтобы ребенок мог остаться в семье, а родители выполняли свои обязанности по воспитанию.
5. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы, предлагает подростку и его родителям высказать свое отношение к мнению участников, при необходимости проводится дополнительное обсуждение для того, чтобы мнения участников Круга и членов семьи совпадали по таким важнейшим позициям, как оценка ситуации, причины затруднений, необходимые изменения.
6. Каждый участник предлагает, что он мог бы делать, в течение какого времени и с какой периодичностью, с целью обеспечения заботы и поддержки, по отношению к ребенку и родителям; говорит о том, с кем из участников Круга ему придется взаимодействовать и как это взаимодействие организовать, чтобы ребенок получал не только заботу, но и воздействия социализирующего характера.
7. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы и проверяет, насколько они совпадают с мнением членов семьи с целью достижения согласия между участниками Круга и членами семьи.
8. Группа обсуждает вместе с подростком и его родителями и принимает решение о продолжительности временно́го периода, когда семья будет жить в новом для себя режиме, и с какого времени родители смогут выполнять свои функции без помощи участников Круга.
9. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, участники делают это по желанию.
10. Ведущий благодарит всех за участие и завершает встречу.
Более подробно основные организационные компоненты и фазы процедуры Круга представлены в табл. 6 и 7, соответственно.
Таблица 6
Основные организационные компоненты Круга заботы (правосудия)
Компонент |
Основные функции |
Хранитель Круга |
Хранители не контролируют круги, а помогают участникам сохранять их целостность. Их работа схожа с работой слуги или повивальной бабки для помощи тому, что нужно для Круга. Все в Кругу – хранители. Круги принадлежат всем, и поэтому все несут равную ответственность за сохранение их безопасности |
Символ слова (материальный предмет) |
Создает возможность для внимательного выслушивания, чтобы голос каждого участника был услышан. Предмет, используемый группой в качестве символа слова, может быть связан с местными обычаями и традициями, характером тем и проблем, которые будут обсуждаться в Круге. Уважаемый всеми символ слова может помочь превращению острых дискуссий в содержательную беседу. Он может породить духовную связь внутри Круга, а также напоминать участникам во время их выступлений о принципах и ценностях Круга |
Правила Круга |
Правила взаимодействия в Круге составляются сообща и принимаются всеми участниками |
Церемонии |
Используются вовлекающие в действие, нс связанные с религией, не содержащие угроз ритуалы, которые способствуют участию людей в Круге и последующему выходу из него (например, зажжение свечи и др.). Церемонии содействуют чувству общности внутри Круга через совместную встречу для обмена мнениями, целями и стремлениями |
Решение, основанное на консенсусе |
Принятие признанного всеми решения позволяет участникам сохранять свою приверженность ему |
Таблица 7
Основные фазы процедуры Круга заботы (правосудия)
Фаза |
Действия |
I. Создание основ для диалога |
1. Приветствие. 2. Церемония открытия. 3. Раунд знакомства. 4. Достижение консенсуса по правилам круга (хранители и/или участники). 5. Раунд личных историй участников. 6. Благодарность присутствующим. 7. Объяснение цели Круга |
11. Выражение потребностей и интересов |
1. Рассказ о своих чувствах. 2. Определение потребностей, интересов или общей точки зрения. 3. Подведение итогов |
III. Рассмотрение возможных вариантов решения проблемы |
Круг работает: 1) с интересами/проблемами (раунд); 2) возможными решениями (раунды); 3) возможным консенсусом по плану действий (хранители) |
IV. Достижение консенсуса или чувства общности |
В Круге определяются: 1) пункты соглашения или общей точки зрения (раунды); 2) следующие шаги (хранители) |
V. Закрытие |
1. Подведение итогов: соглашение/ следующие шаги (хранители). 2. Завершающий обмен мыслями (раунд). 3. Церемония закрытия |