Программы, планы, учебники
ОГЛАВЛЕНИЕ эдукационного процесса определяется планами, программами по предметам и направлениям и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).
Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:
1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;
2) полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
3) распределение предметов по годам обучения;
4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;
5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;
6) структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.
В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания обучения. План разрабатывается с учетом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные (по выбору). В большинстве стран учебные планы разрабатываются и утверждаются центральными органами просвещения. Типовые учебные планы не всегда подходят для новых учебных заведений (гимназий, лицеев, высших профессионально-технических училищ), которые разрабатывают свои собственные документы.
Учебные программы по всем предметам составляются на основе учебного плана. Учебная программа содержит:
1) объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;
2) тематическое ОГЛАВЛЕНИЕ изучаемого материала;
3) ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса;
4) перечень основных мировоззренческих вопросов;
5) указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;
6) перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
7) рекомендуемую литературу.
В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения учащимися в соответствии с их интересами и возможностями. Решение о введении дифференцированных программ и создании классов с углубленным или, наоборот, облегченным изучением предмета принимают школьные советы.
Задание. Откройте в Интернете российские сайты по ключевым словам "Учебные планы и программы". Ознакомьтесь с принципами построения учебных планов, технологией их создания, а также с многообразием .этих документов для различных типов учебных заведений. Составьте реферат для выступления на семинарском занятии.
Учебная литература. ОГЛАВЛЕНИЕ образования подробно раскрывается в учебной литературе: школьных учебниках, справочниках, книгах для дополнительного чтения, атласах, картах, сборниках задач и упражнений, тетрадях на печатной основе и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения, поэтому вопросам подготовки учебников и учебных пособий уделяется большое внимание, а к созданию учебных книг привлекаются виднейшие специалисты.
Учебник – это учебная книга, где изложено основное ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала в соответствии с принятой (действующей) программой. Для учеников учебник – основной источник знаний по определенному предмету. Пособие – вспомогательная учебная книга, которая не во всем соответствует программе. Некоторые вопросы в нем могут не рассматриваться, другие, наоборот, излагаться шире или не так, как в учебнике. В остальном различий между учебниками и пособиями нет.
В учебных книгах изучаемый материал делится на логически завершенные части: разделы, темы, параграфы, шаги. В структуре учебника выделяются:
1) тексты;
2) нетекстовые компоненты (вступление, ОГЛАВЛЕНИЕ, библиография);
3) аппарат для организации усвоения учебного материала (вопросы, стимульные обращения, познавательные задачи, проблемные ситуации, тесты, задания, образцы правильного решения учебных задач и т.д.);
4) иллюстративные материалы.
Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, а также быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.
Требования, предъявляемые к учебной книге, настолько многогранны и противоречивы, что во всем мире ощущается дефицит хороших учебников, имеющий тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные (параллельные) учебники, благодаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшее.
Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное усвоение учебного материала. Он выполняет следующие функции:
1) образовательную, которая заключается в полном обеспечении ученика знаниями, необходимыми для достижения запроектированного стандартом уровня образования. Это означает, что учебник должен содержать необходимое и достаточное количество материала;
2) развивающую, согласно которой учебник должен содержать материал достаточно общего характера для интеллектуального, социального, духовного развития учеников. Конкретные "одноразовые" факты, загружающие память, в хороших учебниках не приводятся;
3) воспитательную, состоящую в организации облагораживающего духовного влияния на ученика в связи с изучением необходимого учебного материала. Поскольку личное духовное влияние учителя в учебнике отсутствует, следует повышать воспитательный потенциал книги – сегодня это одна из самых сложных проблем;
4) мотивационную, предусматривающую создание таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;
5) информационную, ориентирующую учеников на поиски дополнительной информации. Изучая учебник, школьник должен отчетливо понимать, что ему дается минимальный объем необходимых знаний, тогда как сами знания бесконечны и их следует искать самостоятельно;
6) контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков;
7) управленческую, предусматривающую обеспечение качественного управления познавательным процессом. В хорошо составленных учебниках заранее предполагается, как будет развиваться мысль учеников, где они встретят препятствия, как помочь их преодолеть.
Наряду с традиционными все шире применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы – от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации их низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, однако с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи, поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.
Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютерные обучающие программы. Знание, переданное компьютером, неизбежно является неполным, усеченным, формализованным, поэтому компьютерные учебные материалы оказываются весьма эффективными при изучении информации, имеющей логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет компьютер для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.