Программа конкретно-социологического исследования
Разработка программы – первая ступень социологического исследования. В ней должно быть изложение общей концепции, обусловленной основными целями намечаемой работы с указанием процедур и логической последовательности операций. Программа представляет собой общий контур работ, в рамках которых осуществляется подготовка к сбору фактического материала. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования.
Программа обычно включает четыре подготовительных этапа: 1) формулировку проблемы исследования; 2) обзор материалов по проблеме, на основе чего определяются объект и предмет исследования, а также цели и постановка задач исследования; 3) производится уточнение и интерпретация основных понятий и осуществляется развертывание рабочих гипотез; 4) наконец, разрабатывается исследовательский проект. Нередко в заключение программы предлагается не "проект", а "процедурный раздел", в который включаются "план исследования" и "выборка", что в принципе не отличается от проекта.
Определение проблемы исследования. Российские исследователи также, как и западные социологи, считают, что первостепенная роль в социологическом исследовании должна принадлежать проблеме исследования. При этом в качестве исследовательской социологической проблемы не может быть простое незнание каких-то фактов в деятельности определенных институтов, социальных процессов или культур. Ответы на эти факты будут, в основном, описательными, дескриптивными, которые отвечают лишь на вопрос: "что здесь происходит?". Однако по-настоящему содержательное социологическое исследование начинается лишь с вопроса: "почему событие происходит именно таким образом?". Большая часть умения проводить стоящие социологические исследования в значительной степени зависит от способности увидеть пробел в нашем понимании тех или иных социальных событий. Поэтому социологическая проблема всегда связана с "головоломкой", с нетривиальным подходом к анализу социальных изменений.
Разработка проблемы исследования начинается с определения общего замысла и основной идеи. В зависимости от уровня знаний глубина и строгость концептуальной проработки может быть различной – от общей постановки вопроса до четкой гипотетической схемы проблемы. Подобная концепция всегда должна быть как ориентир и направление поиска. В ней исследователь определяет исходную точку зрения о проблеме, уточняет свою позицию.
Понятие "социальная проблема" обычно употребляется в двух смыслах – гносеологическом и социологическом. В гносеологическом плане проблема – это противоречие в структуре научного знания; в социологическом – противоречие в общественной жизни. Гносеологическая сторона обусловливает значительный теоретический анализ причин такого положения; социологическая делает необходимым эмпирические исследования социальной дезорганизации, противоречий или конфликтов интересов социальных групп, общностей, институтов. Подобные состояния, с одной стороны, угрожают стабильному функционированию социальной организации, а с другой – являются главным фактором общественных изменений (развития), выражают деятельную сущность социальных субъектов.
Следовательно, под социологической проблемой понимается противоречие в общественной жизни, для разрешения которого необходимы различные социальные средства, в том числе и эмпирические исследования социальной дезорганизации, противоречий ши конфликта интересов, социальных групп, общностей, институтов.
Постановка социальной проблемы – это всегда сложный познавательный процесс. Для его формулировки требуется не только мастерство, но и творческий подход, раскованность мышления. Проводя конкретное исследование, ученый стремится получить ответ на вопрос, выдвигаемый непосредственно социальной практикой или развитием знания. Однако социальное развитие только создает проблемную ситуацию. Задача науки в том, чтобы осознать ее и сформулировать в форме ясного вопроса, на решение которого будет направлено научное познание. Формулировка основного вопроса социологического исследования и есть определение социальной проблемы, на основе которой происходит выбор темы исследования.
Обзор литературы. Среди российских авторов практически нет рекомендаций по поводу привлечения периодических и других материалов по данной проблеме или того, что называется обзором литературы. Вместе с тем без такого этапа социологическое исследование будет явно грешить субъективизмом, а нередко и "отсебятиной", поскольку будет проводиться без должного анализа того, кто и что сделал до тебя в предполагаемой научной области. Может оказаться, что в ходе предыдущих исследований уже удалось прояснить данный вопрос, и ученому достаточно прочитать работы других исследователей, работавших в этой области.
Если в отношении данной проблемы нет ясности, то исследователю нужно провести анализ тех работ, которые имеют какое-либо отношение к его теме. В этом случае необходимо определить, не окажутся ли эти работы полезными для достижения цели, стоящей перед ним. Имели ли в виду предыдущие исследователи тот же вопрос: "Почему событие происходит именно таким образом?". Как они пытались ее разрешить? Какие аспекты проблемы их исследование оставило вне рассмотрения?
Обращение к чужим идеям помогает ученому яснее представить те вопросы, которые могут войти в исследовательский проект, и методы, которые можно было бы использовать в данной работе. Если нужная литература существует, то исследователь после ее проработки может получить достаточно хорошее представление о том, каким должен быть подход к данной теме.
На основе сформулированной социальной проблемы возникает вопрос об объекте и предмете исследования. Конкретизация этих двух взаимосвязанных сфер, чрезвычайно важна для выяснения поля конкретно-социологического поиска. При этом под объектом исследования понимается значительная область социальной деятельности, которая порождает предпосылки, общие причины, вызывающие те или иные нарушения социального процесса, какие-либо социальные взаимоотношения, содержащие противоречия. Объект исследования может содержать множество предметов исследования, которые определяются теми или иными сторонами социальной проблемы. Именно конкретная сторона социальной проблемы ограничивает сферу научного поиска.
Таким образом, обзор литературы по исследуемой проблеме предполагает анализ всего того, что вышло из печати в предполагаемой научной области и выяснение вопроса об объекте и предмете исследовательского поиска. Для примера рассмотрим, как формулируется проблема, объект и предмет исследования при выполнении решения в административном управлении. Решения, как известно, подготавливаются, принимаются, а затем выполняются. Но в данном конкретном случае противоречие заключается в том, что принятые решения или не выполняются, или выполняются лишь частично. Следовательно, социальная проблема состоит в вопросе: почему принятые решения не выполняются или выполняются лишь частично? Таким образом, объект исследования – технология административного управления. Предмет исследования - причины невыполнения решений в административном управлении и рекомендации по устранению этого недостатка.
Предмет напрямую связан с другим элементом исследования – целью, которая ориентирует поиск на конечный результат. Именно цель распадается на субординационные подцели, на основе которых формулируются задачи. Цель и задачи образуют взаимосвязанные логические операции, которые позволяют упорядочить процесс социологического исследования в виде последовательности решения основных, частных, а также дополнительных задач.
Формулирование гипотезы. После выработки исследовательской проблемы на основе обзора соответствующей литературы и уточнения предмета у исследователя появляются догадки относительно природы проблемы, и он начинает строить различные гипотезы о том, почему событие происходит именно так, а не иначе.
Выдвижение рабочих гипотез служит своеобразным итогом всей деятельности исследователя при разработке методологического раздела проекта. Ведь эти гипотезы непосредственно связаны с постановкой социальной проблемы, ибо степень содержательности проблемы обусловливает и научную плодотворность гипотез. Требование эмпирической проверки гипотез связывает их с таким этапом, как уточнение и интерпретация понятий, ибо только строгость операциональных определений обеспечивает возможность сопоставления этих гипотез с опытными данными. И, наконец, системный анализ предмета позволяет очертить круг переменных, относительно взаимосвязей которых выдвигаются гипотезы.
Уточнение и интерпретация основных понятий – необходимый элемент методологического обеспечения проекта. Обоснованность концепции исследования проверяется при сопоставлении ее с эмпирическими данными. Поэтому основные понятия предмета исследования должны быть переведены на язык наблюдаемых фактов.
Определение эмпирических значений теоретического термина составляет эмпирическую интерпретацию понятия, а определение этого понятия через указание правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков называют операциональным определением. В результате эмпирическая интерпретация понятия на деле оказывается процессом, обратным абстрагированию, поскольку мысль исследователя движется от обобщений к реальным объектам. Здесь, но существу, осуществляется как бы демонтаж понятия. Однако при этом необходимо предусмотреть процедуру установления связей между агрегированными показателями. В противном случае операциональное определение будет отражать лишь разрозненные свойства предмета исследования, а не весь предмет в его целостности.
Эмпирическая интерпретация понятия не является лишь формальной операцией, а вполне содержательная научная процедура. В ней можно выделить четыре этапа: анализ содержания понятия, конкретизация его содержания, выбор наблюдаемых показателей (индикаторов), определение правил их фиксации[1]. Закрепление фактов в науке предполагает их количественную оценку, точную запись численных значений изучаемых величин. В социальных науках также осуществляется количественный анализ явлений. Поэтому при операциональном определении понятий необходимо установить правила измерения изучаемых признаков.
В социологической литературе имеется вполне достаточный материал о принципиальной измеряемости социальных явлений[2]. Это положение вытекает из действия закона диалектики о переходе количественных изменений в качественные и обратно. Когда качественные характеристики надо перевести в количественные (редукция), то необходимы определенные социологические методы, техника и процедуры, которые будут рассмотрены несколько позже.
Итак, что такое гипотеза? Гипотеза есть научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности определенных явлений. Это такое умозаключение, которое пытается проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области общества.
Первоначальным основанием для выдвижения гипотезы может служить аналогия между предполагаемой закономерностью (структурой) одних явлений и известной уже закономерностью других. Но такая аналогия может быть полезной только при наличии объективного сходства в каком-либо существенном отношении обоих рядов явлений и одновременном учете их качественного различия и своеобразия.
В своем развитии гипотеза проходит три стадии: накопление фактического материала и высказывающиеся на его основе предположения; формирование гипотезы, т.е. выведение следствий из сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории; проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на основе результатов такой проверки.
Если же при проверке полученных следствий оказывается, что они соответствуют действительности, тогда гипотеза превращается в научную теорию. Причем, такое превращение не есть одноактное действие, а представляет собой процесс, ОГЛАВЛЕНИЕм которого является как всестороннее развитие и углубление гипотезы, так и все более основательная ее практическая проверка.
Следовательно, теория как система научного знания возникает не сразу. Важнейшую роль в ее становлении играет гипотеза, являющаяся формой осмысления фактического материала, формой перехода от фактов к законам. Академик С. В. Вавилов подчеркивал, что вся современная паука выросла на лесах умерших гипотез.
При формировании гипотез большую роль играет фантазия исследователя, его научное воображение и интуиция. В современной науке зачастую оказывается очень ценным умение "угадать" необходимый аппарат, изучить чисто теоретическим путем результат и уже затем искать его социальную интерпретацию.
В зависимости от предмета исследования гипотезы могут принимать самые разнообразные формы. В. А. Ядов предложил следующую классификацию гипотез: гипотезы-основания и гипотезы-следствия, основные и неосновные, первичные и вторичные, описательные и объяснительные[3]. Гипотезы- следствия дедуцируются из гипотез-оснований, но так, чтобы с их помощью раскрывалось ОГЛАВЛЕНИЕ терминов и связей гипотез-оснований. Основные и неосновные гипотезы относятся к разным задачам и как бы сосуществуют друг с другом с преимуществом основных гипотез. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичным, если те опровергаются эмпирическими данными. Описательные гипотезы – это предположения о существенных свойствах объектов или характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта. Объяснительные относятся к предположениям о степени тесноты связей взаимодействия и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки.
Гипотезы – чрезвычайно важный метод социологического (и в целом, научного) исследования. Принцип эмпирической проверяемости гипотезы требует соблюдения правил логического вывода следствий из гипотез-оснований и отсутствия в гипотезах-следствиях неверифицированных (неистинных) терминов. В гипотезах правильность исходных посылок проблематична до тех пор, пока она нс будет проверена опытом, не доказана на фактах.
В практике социологических исследований встречаются работы, в которых авторы ограничиваются только самой общей формулировкой гипотез. Очевидно, что в таких ситуациях исследователи лишают себя возможности четко установить степень достоверности своих предположений. В некоторых работах гипотезы вообще не вырабатываются, а факты используются только в качестве иллюстрации к высказываниям автора но исследуемой теме.
На этапе выработки рабочих гипотез следует определиться с вопросом, что именно вы намерены проверить? Каково значение (место) этого знания в ряду переменных, составляющих проблему?