Прогнозирование запаса финансовой прочности
Запас финансовой прочности показывает, насколько предприятие может снизить выручку от реализации своей продукции, обеспечивая при этом финансовую устойчивость предприятия.
Запас финансовой прочности равен разнице между фактическим (плановым) объемом реализации и порогом рентабельности продукции. Запас финансовой прочности, т.е. превышение фактической выручки над порогом рентабельности показывает зону безопасной работы организации, т.е. на сколько денежных единиц можно снижать выручку, чтобы не оказаться в убытке. Чем больше запас прочности, тем лучше для предприятия.
Расчет запаса прочности фирмы проводится по следующей методике. Запас прочности (ЗП) фирмы оценивается по формуле:
Величина производственной прибыли зависит от объема реализации, себестоимости реализованной продукции (работ, услуг), соотношения постоянных и переменных затрат в себестоимости и других параметров. В зарубежной и российской практике для отслеживания влияния этих и других параметров на успешность функционирования бизнеса применяется также метод анализа чувствительности критических соотношений.
Если стратегическая цель управления коммерческой организацией – это обеспечение ее длительного устойчивого функционирования и повышение стоимости бизнеса, то основной тактической задачей менеджмента является максимизация прибыли. Исходя из этого постулата необходимо постоянное наблюдение за уровнем и динамикой безубыточности деятельности организации и поддержание на должном уровне запаса экономической прочности как важнейшей предпосылки устойчивого функционирования в длительной перспективе.
Как уже было отмечено выше, определение точки безубыточности или порога рентабельности основано на группировке затрат по признаку их зависимости от объема продаж: переменные затраты в основном пропорциональны динамике объема продаж, а постоянные затраты при относительно стабильных условиях деятельности, т.е. в пределах релевантного диапазона, не зависят от объема продаж. Превышение точки безубыточности создает запас финансовой прочности, своего рода страхование предпринимательского риска: чем больше запас финансовой прочности, тем более устойчиво предприятие к неблагоприятным изменениям рыночной конъюнктуры. Запас финансовой прочности выполняет функцию "амортизатора", снижающего риск при ухудшении рыночной конъюнктуры и, соответственно, уменьшении объема продаж. Это видно из следующего примера (табл. 6.9).
Таблица 6.9
Расчет безубыточности при различных объемах продаж, млн руб.
№ строки |
Показатель |
Предприятие |
|
Салют |
Союз |
||
1 |
Выручка от продаж (без НДС) |
29 |
23 |
2 |
Затраты на производство и реализацию продукции, в том числе: |
25 |
21,5 |
2.1 |
переменные |
15 |
11,5 |
2.2 |
постоянные |
10 |
10 |
3 |
Маржинальный доход (стр. 1 – стр. 2.1), |
14 |
11,5 |
3.1 |
в процентах (стр. 3: стр. 1 х 100) |
48,3 |
50 |
4 |
Прибыль от продаж (стр. 1 – стр. 2) |
4 |
1,5 |
5 |
Точка безубыточности (стр. 2.2: (стр. 3: стр. 1)) |
20,7 |
20 |
6 |
Запас финансовой прочности (стр. 1 – с тр. 5), |
8,3 |
3 |
6.1 |
в процентах (стр. 6: стр. 1 х 100) |
28,6 |
13 |
7 |
Эффект производственного левериджа (стр. 3: стр. 4) |
3,5 |
7,7 |
У предприятия "Салют" запас финансовой прочности больше, чем у предприятия "Союз" почти в три раза (8,3: 3 = 2,8). При неблагоприятном изменении рыночной конъюнктуры и сокращении выручки от продаж у обоих предприятий, например, на 4 млн руб., предприятие "Салют" останется рентабельным, предприятие же "Союз" окажется убыточным, так как у него запас финансовой прочности составляет всего 3 млн руб. Меньшему запасу финансовой прочности соответствует более высокий эффект производственного левериджа, который отражает зависимость прибыли от объема продаж и характеризует снижение производственного риска: у предприятия "Салют" при снижении выручки на 1% прибыль от продаж снизится на 3,5%, а у предприятия "Союз" – на 7,7%. Если выручка от продаж упадет на 7%, то прибыль у предприятия "Союз" упадет более чем в два раза (на 54%).
Снижение любых затрат требует значительных усилий, разработки и реализации организационных, технических, экономических и иных мероприятий, а главное – функционирования на предприятии отлаженной системы управления затратами на производство и реализацию продукции. Однако когда речь идет о повышении устойчивости предприятия к неблагоприятным условиям рыночной конъюнктуры, то надо учитывать, что снижение затрат дает гораздо больший эффект, чем увеличение объема продаж. Увеличение объема продаж зависит от динамики спроса, от условий конкуренции, в то время как уровень затрат в большей степени зависит от усилий самого предприятия.
Конечно, нет хороших и плохих факторов увеличения запаса финансовой прочности и повышения устойчивости предприятия к неблагоприятным условиям рыночной конъюнктуры: положительное влияние оказывают как увеличение объема продаж, так и относительное снижение затрат. Но когда возможны различные варианты управленческих решений, то следует учитывать различную степень воздействия отдельных факторов на величину запаса экономической прочности.
Производимые предприятием товары существенно различаются но структуре затрат на их производство и реализацию, по удельному весу маржинального дохода в отпускной цене, по удельному весу прибыли в маржинальном доходе. По этой причине для принятия оптимальных управленческих решений необходимо следить за динамикой запаса финансовой прочности не только по предприятию в целом, но и по товарным группам и отдельным товарам. Решение этой задачи осложняется тем, что при любой системе учета, в том числе по системе "директ-костинг" прямым счетом по каждой товарной группе определяются только переменные затраты, а постоянные определяются в целом но предприятию. Распределить их но изделиям можно только пропорционально базе, за которую можно принять объем продаж, переменные затраты, заработную плату производственных рабочих, трудоемкость изделий или затраты машинного времени на их производство и др. Это – общая проблема распределения накладных расходов: хорошо известна их общая сумма по предприятию, но по видам продукции их можно распределять только пропорционально принятой базе распределения. При наличии информации за 10–12 отчетных периодов можно с помощью корреляционного анализа подобрать показатель, у которого относительно выше теснота связи с объемом продаж. По при любой базе распределения постоянных затрат по видам продукции избежать условностей невозможно: постоянные затраты потому и являются таковыми, что ни с объемом продаж, ни с суммой переменных затрат они непосредственно не связаны. Тем не менее расчеты и графическое изображение динамики показателей свидетельствуют, что выручка от реализации является более обоснованной и надежной базой распределения постоянных затрат, чем другие показатели. Во всяком случае, для определения запаса финансовой прочности по товарным группам точность такого распределения вполне достаточна. Рассмотрим методику распределения постоянных затрат и расчет безубыточности продаж по видам продукции на примере данных предприятия "Салют" (табл. 6.10).
Таблица 6.10
Расчет запаса финансовой прочности по товарным группам, млн руб.
№ строки |
Показатель |
По предприятию |
В том числе по товарным группам |
|
Бытовые фильтры |
Вентиляторы |
|||
1 |
Выручка от продаж |
29 |
20 |
9 |
2 |
Затраты на производство и реализацию продукции, в том числе: |
25 |
– |
– |
2.1 |
переменные |
15 |
10 |
5 |
2.2 |
постоянные |
10 |
- |
- |
3 |
Маржинальный доход (стр. 1 – стр. 2.1), |
14 |
10 |
4 |
3.1 |
в процентах (стр. 3: стр. 1 × 100) |
48,3 |
50,0 |
44,4 |
4 |
Точка безубыточности (стр. 2.2: (стр. 3: стр. 1)) |
20,7 |
- |
- |
5 |
Прибыль от продаж (стр. 1 – стр. 2) |
4 |
- |
- |
6 |
Запас финансовой прочности (стр. 1 – стр. 4) |
8,3 |
- |
- |
7 |
в процентах (стр. 6: стр. 1 × 100) |
28,6 |
- |
- |
В наиболее удобной для практических целей системе учета "директ-костинг" по отдельным товарам и товарным группам определяются только прямые или переменные затраты, а постоянные – только в целом по предприятию и относятся на результаты деятельности. Постоянные затраты по предприятию можно распределить по товарным группам пропорционально выручке от продаж. Для этого используются следующие расчеты:
1) определяются удельные постоянные затраты предприятия на рубль продаж 10: 29 = 0,3448, или 34,48 коп./руб.;
2) рассчитываются постоянные затраты на производство товарной группы "Бытовые фильтры" 20 х 0,3448 = 6,9 млн руб.;
3) рассчитываются постоянные затраты на производство товарной группы "Вентиляторы" 9 х 0,3448 = 3,1 млн руб.
4) рассчитывается точка безубыточности по каждой группе товаров как отношение постоянных затрат к маржинальному доходу, приходящемуся на единицу выручки:
• по товарной группе "Бытовые фильтры" – 6,9: (11: : 20) = 12,5 млн руб.;
• по товарной группе "Вентиляторы" – 3,1: (3:9) = 9,3 млн руб. На основании выполненных расчетов по полной себестоимости можно сделать вывод, что производство товарной группы "Вентиляторы" убыточно (табл. 6.11).
Таблица 6.11
Точка безубыточности по группам товаров, тыс. руб.
№ строки |
Показатель |
По предприятию |
В том числе по товарным группам |
|
Бытовые фильтры |
Вентиляторы |
|||
1 |
Выручка от продаж |
29 |
20 |
9 |
2 |
Затраты на производство и реализацию продукции, в том числе: |
25 |
15,9 |
9,1 |
2.1 |
переменные |
15 |
9 |
6 |
2.2 |
постоянные |
10 |
6,9 |
3,1 |
3 |
Маржинальный доход (стр. 1 – стр. 2.1), |
14 |
11 |
3 |
3.1 |
в процентах (стр. 3: стр. 1 X 100) |
48,3 |
55,0 |
33,3 |
4 |
Точка безубыточности (стр. 2.2: (стр. 3: стр. 1" |
20,7 |
12,5 |
9,3 |
5 |
Прибыль от продаж (стр. 1 – стр. 2) |
4 |
4,1 |
-0,1 |
По товарной группе "Вентиляторы" выручка от продаж (9 млн руб.) меньше точки безубыточности продаж (9,1 млн руб.), убыток от продаж составил 100 тыс. руб. Если руководствоваться общепринятыми критериями, то от производства "убыточного" товара следует отказаться. Такое решение было бы правильным, если бы производство в целом по предприятию было убыточным. Но если в целом по предприятию производство рентабельно, то выгодны производство и реализация товаров, цена которых хотя и ниже полной себестоимости, но выше переменных затрат. Производство и реализация таких якобы "убыточных" товаров увеличивает в целом прибыль предприятия. В этом нетрудно убедиться, если в приведенном примере исключить из производственной программы производство товарной группы "Вентиляторы":
Выручка от продаж 20 млн руб.
Затраты на производство
и реализацию продукции, 19 млн руб.
в том числе переменные 9 млн руб.
постоянные 10 млн руб.
Прибыль от продаж 1 млн руб.
Таким образом, сняв с производства "убыточный" товар, предприятие потеряет две трети прибыли: если раньше она составляла 4 млн руб., то теперь только 1 млн руб. Это вполне естественно: ведь на себестоимость товарной группы "Вентиляторы" относится значительная сумма постоянных затрат – 3,1 млн руб. От исключения из программы отдельных товаров сумма постоянных затрат по предприятию не меняется, но теперь она относится на себестоимость оставшихся в программе товаров, рентабельность их производства снижается.
Давно преобладающий в западных странах и все более широко применяемый в России метод планирования и учета себестоимости товаров по системе "директ-костинг" позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. Если товар пользуется спросом, но сложившаяся рыночная цена не покрывает всех затрат на его производство и реализацию, то это еще не повод для отказа от его производства, поскольку в данном случае покрываются переменные затраты. Как правило, убыточны только те товары, цена на которые ниже переменных затрат. А то обстоятельство, что в данном случае распределение постоянных затрат по номенклатурным позициям производственной программы пропорционально выручке от продаж не отличается высокой точностью, не имеет значения: времена, когда продажную цену товара можно было определять по формуле: "плановая себестоимость плюс прибыль", давно прошли. Нынешний рынок, за редкими исключениями, – это рынок потребителя, заказчика. Рынок диктует цену изготовителю товара, и эта цена не зависит от того, с какой точностью определена себестоимость товара.
Речь идет об определении целевой себестоимости вновь осваиваемых товаров по системе "таргет-костинг". Исходя из аксиомы что любой товар стоит ровно столько, сколько за него согласен заплатить покупатель, на основе маркетингового исследования определяется целевая себестоимость товара как разность между отпускной ценой, по которой товар будет пользоваться спросом, и минимально необходимой прибылью. Уложиться в целевую себестоимость – обязанность производственных и других служб предприятия. Маркетинговая служба, которой в процессе постановки на производство новых товаров принадлежит ведущая роль, диктует управлению производством и сбытом, какой должна быть предельная сумма затрат на производство и реализацию товара. Если уложиться в предельную себе стоимость не удается, но превышение невелико (не более 3–5%) и есть основание рассчитывать на его устранение в процессе производства, то организация производства нового изделия возможна. Это – так называемая кайзен-задача преодоления образовавшегося зазора между рыночной и целевой себестоимостью, которая должна быть решена в процессе совершенствования производства.
Используя данные из системы управленческого учета организации, рассчитаем показатели безубыточности, запаса финансовой прочности в целом по компании и по четырем ее сегментам, на которые разделен бизнес. Оценим уровень производственного и финансового риска (табл. 6.12).
Таблица 6.12
Исходные данные для анализа безубыточности
№ пп |
Показатель |
Сегмент 1 |
Сегмент 2 |
Сегмент 3 |
Сегмент 4 |
Всего |
Среднее значение |
1 |
Цена за единицу продукции (Ц), руб. |
21 |
23 |
32 |
40 |
- |
24,2 |
2 |
Количество изделий (К), млн шт. |
162 |
19 |
25,7 |
20,6 |
227,3 |
- |
3 |
Выручка от реализации (В), млн руб. |
3402 |
439 |
823 |
823 |
5487 |
- |
4 |
Доля сегментов в выручке (Дв), % |
62 |
8 |
15 |
15 |
100 |
- |
5 |
Полная себестоимость реализованной продукции (С), млн руб. |
3078 |
410 |
770 |
872 |
5130 |
– |
6 |
Совокупные переменные затраты (Зпер), млн руб. |
2828 |
378 |
709,5 |
811,5 |
4727 |
- |
7 |
Маржинальный доход (МД), млн руб. |
574 |
61 |
113,5 |
11,5 |
760 |
- |
8 |
Постоянные расходы, (З|ЮСТ), млн руб. |
250 |
32 |
60,5 |
60,5 |
403 |
- |
9 |
Прибыль от реализации (П„), млн руб. |
324 |
29 |
53 |
-49 |
357 |
- |
10 |
Переменные затраты на единицу продукции (З„ер.ед). РУб• |
17 |
20 |
28 |
39 |
– |
– |
11 |
Рентабельность продаж (Р„). % |
10 |
7 |
6 |
-6 |
- |
- |
Таблица 6.13
Оформление результатов расчета показателей бизнес-плана
№ пп |
Показатель |
В целом по предприятию |
В том числе по сегментам |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
1 |
Выручка от продаж |
5487 |
3402 |
439 |
823 |
823 |
2 |
Затраты на производство и реализацию продукции, в том числе: |
5130 |
3078 |
410 |
770 |
872 |
2.1 |
переменные |
4727 |
2828 |
378 |
709,5 |
811,5 |
2.2 |
постоянные |
403 |
250 |
32 |
60,5 |
60,5 |
3 |
Маржинальный доход |
760 |
574 |
61 |
113,5 |
11,5 |
4 |
Точка безубыточности в натуральном выражении |
118 |
79 |
9 |
13 |
10 |
5 |
Точка безубыточности продаж в стоимостном выражении |
2910 |
1482 |
230 |
439 |
4330 |
о |
Прибыль от продаж |
357 |
324 |
29 |
53 |
-49 |
7 |
Запас финансовой прочности в стоимостном выражении, в том числе: |
2577 |
1920 |
209 |
384 |
-3507 |
7.1 |
в процентах |
56 |
48 |
47 |
-426 |
|
8 |
Эффект производственного левериджа |
2 |
1,8 |
2,1 |
2,1 |
-0,2 |
9 |
Эффект финансового левериджа |
- |
- |
– |
– |
- |
10 |
Расчетная критическая цена на продукцию (цена безубы- точности продаж), руб. |
Базисный год |
1,13 |
- |
0,37 |
0,42 |
Отчетный год |
0,68 |
0,13 |
0,23 |
0,25 |
• выручка от реализации: ;
• доля сегментов в выручке: ;
• Удельные постоянные затраты на изделие:
Следовательно, постоянные расходы:
– по сегментам:
• Совокупные переменные затраты:
– по сегментам:
• Маржинальный доход:
– по сегментам:
• Прибыль от реализации:
– по сегментам:
• Переменные затраты на единицу продукции:
– по сегментам:
• Рентабельность продаж:
– по сегментам:
• Точка безубыточности:
– в натуральном выражении:
Принимаем ТБ по первому сегменту за X, тогда по сегменту 2:
по сегменту 3:
по сегменту 4:
Приравниваем
тогда:
– в стоимостном выражении:
– по сегментам:
• Запас финансовой прочности:
– в стоимостном выражении:
– по сегментам:
– в процентах:
– по сегментам:
• Эффект производственного левериджа:
– по сегментам:
• Расчетная критическая цена на продукцию:
Базисный период:
Отчетный период:
По результатам выполненного анализа можно сделать следующие выводы. На предприятии наибольшее значение выручки от реализации наблюдается в сегменте 1 (3402 млн руб.). Это связано с тем, что здесь продано изделий больше, чем в остальных сегментах, а именно, 162 млн шт., за наиболее низкую цену (21 руб.). Самый худший показатель выручки в сегменте 2 – 439 млн руб., так как продано меньше всего изделий –19 млн шт.
Наибольшая прибыль от реализации – в сегменте 1 (324 млн руб.), отрицательный финансовый результат (убыток) – в сегменте 4 (так как себестоимость (872 млн руб.) превысила выручку (823 млн руб.) от реализации продукции). Отсюда, маржинальный доход, наибольший в сегменте 1 (574 млн руб.), наименьший – в сегменте 4 (6,5 млн руб.), а чем больше величина маржинального дохода, тем больше изменение прибыли при изменении объемов производства.
Точка безубыточности в стоимостном выражении будет больше в сегменте 4, чем в остальных, так как наименьшее значение маржинального дохода. Следовательно, значение запаса финансовой прочности в сегменте 4 будет минимальным (отрицательным), что свидетельствует о том, что этот сегмент не устойчив к неблагоприятным условиям и приносит убытки. Наибольший запас финансовой прочности в сегменте 1. Чем выше уровень производственного (операционного) левериджа, тем выше производственный риск компании, сегменты с более высоким уровнем постоянных расходов (и следовательно, более высоким производственным левериджем) несут и больший риск убытка при неблагоприятном развитии рыночной ситуации. Эффект производственного левериджа в сегментах 1, 2, 3 составляет наибольшее значение, равное 2, это означает, что падение выручки сегмента на 1% приведет к падению сто прибыли на 2%.