Прогнозирование конъюнктуры
Понятие "конъюнктура", хотя уже давно и прочно вошло в лексику экономистов всего мира, тем не менее имеет несколько различных толкований. Наиболее правильно, с нашей точки зрения, под термином "конъюнктура" следует понимать конкретную по времени и месту оценку текущего либо достаточно кратковременного (от нескольких дней до полутора лет) состояния процесса общественного воспроизводства применительно к мировой экономике в целом, отдельно взятой стране либо конкретному товарному рынку, рассматриваемых через призму сугубо рыночных отношений и внешних проявлений, факторов, не затрагивающих по существу глубинные, основополагающие причинно-следственные связи сферы обращения с производством и потреблением. Именно сфера обращения является в данном случае главным объектом исследования, а общие оценки состояния конъюнктуры происходят через рассмотрение и сопоставление трех основных категорий рыночного механизма – спроса, предложения и цены.
Эти категории всегда находятся в сложных, часто противоречивых взаимоотношениях, прямых и обратных связях, быстро изменяющихся под воздействием большого числа факторов формирования конъюнктуры как постоянного, так и временного и случайного характера. Цена, представляя собой основной интегральный показатель состояния конъюнктуры, рассматривается как функция текущего соотношения спроса и предложения на рынке.
Следовательно, для конъюнктуры характерны крайне высокая неустойчивость и динамичность, что уже само по себе предопределяет реальную возможность фиксации того или иного более или менее устойчивого ее состояния лишь на весьма ограниченном, очень коротком отрезке времени, а целесообразность разработки прогноза – исключительно на краткосрочную перспективу, как правило, до полутора лет. Практика свидетельствует: даже на этом относительно коротком интервале времени состояние конъюнктуры может неоднократно меняться самым кардинальным образом, не говоря уже о периоде более продолжительном.
Обычно выделяют два уровня исследования конъюнктуры: общехозяйственный и товарно-рыночный. Общехозяйственная конъюнктура предполагает исследование самого общего состояния мирового хозяйства в целом либо в отдельно взятом регионе или стране. На этом общем фоне уже исследуется конъюнктура применительно к конкретному товарному рынку с учетом его специфики и места соответствующей отрасли в современной системе мирохозяйственных связей.
Цена, несомненно, важнейший элемент рыночного механизма, и, что наиболее важно для внешнеторговой практики, всегда конкретна и доступна для объективного рассмотрения. Являясь в своей первооснове денежным выражением стоимости, в рыночных отношениях она отражает пропорцию обмена товара на деньги, будучи наиболее надежным и универсальным показателем положения на рынке. Относительный уровень цены, ее повышательная или понижательная динамика выступают как наиболее важные обобщенные параметры состояния конъюнктуры, как результирующие соотношения между спросом и предложением на рынке в рассматриваемый момент или в конкретный достаточно ограниченный период времени.
Под мировым спросом здесь подразумевается не потенциальный, а именно платежеспособный спрос, т.е. количество товара, за которое покупатель готов уплатить деньги при данном уровне цен. В повседневной практике, к сожалению, нет единого надежного статистического показателя, со всей определенностью характеризующего величину мирового спроса. Обычно о нем судят по фактическому и предполагаемому в обозреваемой перспективе показателям объема общего потребления и изменения складских запасов у потребителей этого товара.
Под мировым предложением понимается количество интересующего нас товара, которое производители готовы реально предложить покупателям при существующем уровне мировых цен на рынке и имеющихся производственных мощностях. Статистически предложение можно опять же опосредованно оценивать через уровень и динамику производства и складских запасов у производителей и продавцов.
Между спросом и предложением в условиях замкнутой мировой системы экспортно-импортных отношений в общем и целом должно, естественно, наблюдаться статистическое равенство. Но на практике так бывает далеко не всегда, поскольку эластичность спроса и предложения по отношению к цене весьма различны, и на рынке в отдельные периоды часто образуется неудовлетворенный спрос или, напротив, избыточное предложение, что незамедлительно отражается на уровне цен и общем состоянии конъюнктуры рынка.