Прогнозирование денежных потоков компании
При составлении прогноза движения денежных потоков должны быть учтены следующие факторы:
• прогнозируемые объемы продаж с разбивкой по отдельным периодам;
• кредитная политика компании;
• прогноз оттока денежных средств, связанных с операционной деятельностью;
• прогноз динамики кредиторской задолженности;
• величины денежных средств, которые будут переходящими на другие периоды в связи с предоставлением покупателям отсрочки платежа.
Формирование прогноза величины чистого денежного потока позволяет сделать вывод о достаточности денежного потока в перспективном периоде. В случае его недостаточности требуется определить источники краткосрочного финансирования для обеспечения стабильной платежеспособности компании.
К основным направлениям управления денежными потоками относятся:
• сбалансированность входящих и исходящих денежных потоков по объемам;
• синхронизация денежных потоков во времени;
• максимизация чистого денежного потока.
Сбалансированность входящих и исходящих денежных потоков может достигаться в результате роста притока денежных средств или сокращения их оттока. В свою очередь, увеличению притока денежных средств способствуют:
• рост объема продаж продукции компании;
• оптимизация величины дебиторской задолженности;
• сокращение операционного цикла и увеличение оборачиваемости всех видов ресурсов;
• повышение отдачи всех используемых ресурсов;
• продажа имущества, не используемого в хозяйственной деятельности;
• увеличение собственного капитала компании, в том числе на основе дополнительной эмиссии акций;
• привлечение заемного капитала в форме кредитов, размещения облигационных займов и проч.
К сокращению оттока денежных средств могут привести:
• оптимизация запасов товарно-материальных ценностей, в том числе, на основе сокращения их потерь;
• увеличение кредиторской задолженности: с учетом соблюдения требований по сохранению достаточной финансовой устойчивости компании;
• ревизия договорных отношений с контрагентами, нарушающими условия оплаты товаров и услуг компании;
• переход к консервативной дивидендной политике и соответствующего уменьшения дивидендных выплат и проч.
Важный инструмент управления движением денежных средств – построение платежного календаря.
Платежный календарь представляет собой реестр всех ожидаемых в рассматриваемом периоде поступлений и расходов денежных средств.
Основу его построения составляет прямой метол расчета денежных потоков, позволяющий установить на каждую отчетную дату величину остатка денежных средств.
При этом как избыток, так и дефицит денежных средств сопряжены с им соответствующими проблемами. Так, в случае значительного избытка денежных средств возникают потери, вызванные инфляцией и альтернативными издержками. Дефицит денежных средств приводит к осложнению взаимоотношений с контрагентами (поставщиками – в части оплаты поставок, государством – но налогам), возможности появления штрафных санкций и пени за просрочку платежей, ухудшению имиджа компании и др.
Разработка платежного календаря (табл. 7.3) – это эффективное средство предупреждения "кассовых разрывов", т.е. недостаточности денежных средств вследствие неравномерности их поступления и расходования.
Таблица 7.3
Условный фрагмент платежного календаря, тыс. долл.
Показатель |
Месяц |
Итого |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||
Остаток денежных средств на начало |
200 |
-550 |
200 |
950 |
-300 |
450 |
X |
Поступления денежных средств |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
6000 |
Текущий расход |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
1500 |
Закупка сырья, материалов |
1500 |
- |
- |
2000 |
- |
- |
3500 |
Сальдо поступлений и расхода |
-750 |
750 |
750 |
-1250 |
750 |
750 |
1000 |
Остаток денежных средств на конец |
-550 |
200 |
950 |
-300 |
450 |
1200 |
X |
Как следует из таблицы, в отдельные месяцы компания испытывает дефицит денежных средств. В связи с этим для сохранения заданного графика закупок компании необходимо изыскать источник пополнения денежных средств в месяцы, когда имеется дефицит денежных средств. Таким источником, к примеру, может быть получение кредита на условиях овердрафта.
Платежный календарь, как это следует из вышесказанного, служит действенным инструментом ужесточения кассовой дисциплины за счет бо́льшего внимания к опокам денежных средств и обоснованности их отвлечения. Кроме того, платежный календарь – первый необходимый шаг к внедрению бюджетирования, позволяющего перейти на качественно новую ступень финансового управления компанией. Для крупных международных компаний, в состав которых входят отдельные предприятия, как правило, создаются централизовано функционирующие казначейства, главными функциями которых являются управление движением денежных потоков и их контроль в масштабе всей компании.