Прогностическая функция искусства
Она проистекает от удивительного свойства искусства опережать время. Примеров тому несть числа. Дух Кассандры живет в фантастических рассказах, в утопиях и антиутопиях ("80 тысяч лье под водой" Жюля Верна, "Аэлита" и "Гиперболоид инженера Гарина" А. Толстого). Художники предвосхищают изменения в духовной жизни общества. Факты первоначального неприятия великих творений – общее место в истории науки и искусства. Видимо, существует всеобщий механизм включения новых явлений в уже сотканное полотно культуры. Новое всегда выступает как отклонение от нормы, от стандарта и поэтому воспринимается как аномалия, оскорбление какой-либо святыни. Вспомним хотя бы освистанных публикой "Севильского цирюльника" Дж. Россини, "Травиату" Дж. Верди и "Фиделио" Л. ван Бетховена. Такой же участи подверглись и импрессионисты, создав свой Салон отверженных.
А. Блок в стихотворении "Авиатор" спрашивает у летчика, только что освоившего небо:
Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?
Как мог поэт знать об ужасном лике будущих войн во вполне еще благополучном январе 1912 года?
Творчество и гениальность. Творчество гения требует колоссального напряжения сил. В своей широко и скандально известной книге "Гениальность и помешательство" врач- психиатр Ч. Ломброзо рассказывал, что многие искусственно вызывали прилив крови к мозгу, как, например, Ф. Шиллер, ставивший ноги в лед. Ж.-Ж. Руссо любил обдумывать свои произведения под ярким полуденным солнцем с открытой головой.
Вопрос о связи шизофрении и творчества часто возникает в связи с именем В. Ван Гога. По этому поводу К. Ясперс, крупнейший мыслитель XX в. и одновременно выдающийся психиатр, создатель современной психопатологии, в своей работе "Стриндберг и Ван Гог" заметил: "как мало тот, кто любуется жемчужиной, думает о болезни раковины, так же мало тот, кто впитывает животворящую для него силу художественных творений, думает о шизофрении, которая быть может, была условием их возникновения"[1].
Является ли шизофрения необыкновенных людей причиной – или одной из причин – создания их работ? Несомненно, это фактор, влияющий на творчество, по не придающий этим шизофренического характера самому творению. Таков вообще характер развития гения: художник переживает нечто вроде откровения и быстро продвигается в развитии нового стиля. Этот процесс с психозом никак не связан. В своем непрерывном, долговременном развертывании гений создает для себя новые миры и растет в них. Больной гений тоже создает себе некий новый мир, но он разрушает себя в нем.
Непросто определить разницу между талантом и гением. Например, психолог Ю. Мейер говорит: "Талантливый человек – это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам трудно достижимой, гений попадает в цель, которой даже и не видно для нас. Оригинальность – в натуре гения".
Наиболее часто исследователи указывают на такие сущностные особенности гения, как универсальность знания и глубина проникновения в исследуемые процессы, оригинальность мышления и творчества, способность обогащать науку и искусство новыми идеями и открытиями, ведущими к созданию новых наук или отраслей знания, новых стилей или направлений в искусстве, независимость и свобода мышления, огромное влияние на духовную и социальную жизнь общества, настойчивость в достижении цели.
Природа творчества – всегда загадка. Вот почему так интересны художественные произведения, где творческий процесс является предметом познания и самопознания. Тема гения, таланта, природы вдохновения всегда волновала поэтов и писателей. Если и вы хотите прикоснуться к этим проблемам, прочтите "Доктора Фаустуса" Т. Манна, "Мастера и Маргариту" М. А. Булгакова, "Луну и грош" С. Моэма, "Степного волка" Г. Гессе, "Дар" В. Набокова. И – будем внимательны к чудакам: быть может, именно в их головах зреют идеи, которые перевернут наши представления о мире.
Творец одинок, и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий, космический... характер.
Бердяев Н. А. Самопознание.