Профориентация в начальном звене образования
Профессиональная ориентация – это система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах. Очевидно, что перед младшими школьниками еще не стоит задача выбрать профессию. В процессе профессиональной ориентации формируется профессиональное самоопределение – отношение личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека, начиная с раннего детства, продолжаясь в старшем дошкольном, школьном и послешкольных возрастах. Охарактеризуем эту специфику.
Для старшего дошкольного возраста характерен эмоционально-образный этап профессионального самоопределения, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру – людям труда, их занятиям, первоначальные трудовые умения в доетупных видах деятельности.
Начальная школа – это пропедевтический этап профессионального самоопределения личности. Он характеризуется формированием у детей любви и добросовестного отношения к труду, пониманием его роли в жизни человека и общества, развитием интереса к профессиям родителей и ближайшего окружения. Помимо формирования осознанных представлений о мире труда и профессий в процессе профессиональной ориентации младших школьников происходит развитие их эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, рефлексии и реалистической самооценки, овладение умениями самопознания, т.е. осуществляется пропедевтика профессионального самоопределения.
Основываясь на современных исследованиях, можно составить обобщенную характеристику уровня профессионального самоопределения младших школьников. Знания о мире профессий у младших школьников небогатые. Чаще всего вместо названия профессий дети определяют функции профессионалов ("выступает в театре", "что-то чертит", "играет на пианино" и т.д.). Интересно отметить, что это же относится и к определению человеческих качеств ("всех ругает", "смеется" и т.д.). Некоторые четвероклассники даже образуют названия профессий по названию функций специалиста ("работает на компьютере – компьютерщик", "ухаживает за цветами – цветник" и др.).
Непосильной задачей для детей является и классификация профессий по группам, они не в состоянии выделить общее и особенное в профессиях. Сложности эти вызваны как недостаточным пониманием содержательной стороны профессий, так и интеллектуальными особенностями детей этого возраста, недостаточным владением операцией обобщения.
О том, что знания школьников о мире профессий очень ограничены, свидетельствует и набор профессий, которые дети называют в качестве предпочтительных для себя в будущем. Их не набирается и двух десятков. А сами объяснения выбора предпочитаемой для себя в будущем профессии в подавляющем большинстве случаев носят эмоциональный характер ("интересно", "люблю путешествовать", "в театре красиво" и т.п.). То есть доминируют эмоциональные оценки как главные составляющие предпочтений тех или иных видов труда.
С изменением социально-экономических условий общества меняется набор профессий, выбираемых детьми. Это уже не космонавты, пожарные, учительницы, как в советское время; сегодня дети чаще и охотнее называют менеджеров, переводчиков, программистов.
Непосильной задачей для большинства младших школьников является выделение профессионально важных качеств известных им профессий. На вопрос: какими качествами должен обладать представитель данной профессии, чаще всего ученики 1–2-го классов дадут ответ: он должен быть добрым, красивым, веселым и т.п. Четвероклассники понимают, что профессионалу помимо этого нужно еще что-то, однако и они с большим трудом дают ответ на этот вопрос: например, программист должен быть аккуратным; менеджер – экономным; врач – иметь хорошую память.
Таким образом, для учащихся этого возраста характерны малодифференцированные представления о мире профессий, ограниченные знания о нем. Чаще всего профессии известны детям по названиям, некоторым рабочим функциям, внешним признакам. Главный ориентир в мире профессий – сложившееся эмоциональное отношение к ним. В массе своей дети еще не имеют сформированной готовности к выбору профессии, однако особенностью этого возраста является выраженный эмоциональный компонент этого образования. Эмоциональное отношение к профессиям (как положительное, так и отрицательное) является предвестником зарождающегося познавательного интереса к ним, поскольку эмоциональный компонент опережает процесс познания и во многом направляет его.
Существенная черта этого возраста – неадекватное, часто неопределенное ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставлять свои возможности с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Неустойчивость профессиональных намерений в этом возрасте естественна, ведь у младших школьников нет ни объективных, ни субъективных причин для серьезного выбора. Их психологические особенности, личность находятся в стадии интенсивного формирования, развития.