Профилактика девиаций и социальная самоорганизация

Давно замечен факт: в небольших поселках, в которых все жители лично знают друг друга, люди с большей терпимостью относятся к другим, а возникающие конфликты чаще всего склонны решать между собой, без вмешательства извне. Да и сами формы социальной девиации в таких поселениях не носят обычно опасного характера, не выходят за рамки "чудачеств", безопасных для окружающих.

Чем сплоченнее общество, тем в большей степени характерна для него атмосфера взаимной ответственности и уважения чужой свободы, тем более гуманен в нем социальный контроль, и тем в меньшей степени оно нуждается в жестких репрессивных мерах по регулированию отклоняющегося поведения. В таких сообществах главным регулятором социального поведения становится не столько право, сколько мораль и общественное мнение. В разобщенном сообществе (например, в больших городах, где жители одного дома и даже подъезда плохо знают друг друга) создается среда, благоприятная для девиантного поведения, требующего более жесткого правового контроля. В этих условиях самой действенной формой социального регулирования становится оздоровление общества, формирование в нем механизмов общественного самоуправления.

В российских условиях особую роль играет просвещение, формирование средствами массовой информации (СМИ), учебными учреждениями, просветительскими организациями разумного и терпимого отношения к инакомыслящим и инакодействующим. Речь идет не о всепрощении, а именно о терпимости и понимании, о нравственном и духовном развитии граждан на принципах свободы совести, индивидуального поиска смысла жизни, поскольку его отсутствие или утрата – существенный фактор социальных девиаций.

Общественное саморегулирование

Субкультуры. Человек как социальное существо не принадлежит абстрактному обществу вообще. Его социальность всегда реализуется и регулируется в конкретных общностях: семье, дворовой компании, компании школьных сверстников, трудовом коллективе. И для каждой из таких общностей характерны свои нормы, ценности, традиции и герои, предания и легенды, нередко язык или жаргон. Культура всегда предстает не монолитом, а единством многослойным, многоукладным, наполненным пестротой быта, нравов, обычаев.

Наиболее заметны в любом обществе выделяющиеся в нем возрастные, профессиональные, религиозные и этнические общности. На их основе возникают и развиваются так называемые субкультуры, или культуры отдельных групп, из которых состоит общество в целом. Люди, принадлежащие таким группам, наиболее комфортно ощущают себя именно в наиболее близкой им культурной среде, находя в ней "дом своей души".

Если традиционные национально-этнические культуры возникли преимущественно с сельской местности, то в современном обществе основным источником формирования и развития новых культур стала городская среда. В городах, особенно в мегаполисах, стали возникать невиданные ранее субкультуры, главные из которых следующие.

Молодежные субкультуры, отличающиеся подчеркнутой собственной спецификой: готы, рокеры, рэйверы, эмо, яппи и другие. Каждую из них отличает свой язык (сленг), стиль общения и одежды, способы времяпровождения.

Можно говорить о нескольких основных причинах, обусловливающих возникновение молодежных субкультур. Особенности современной цивилизации удлиняют период между детством и полноценной зрелостью. Это "затянувшееся детство" или "пост-юношество" создает особую атмосферу беззаботной молодости, стремления успеть насладиться ею. Все возрастающая "суверенизация" молодости приводит даже к росту влияния молодежной культуры на культуру взрослых. Проявляется это нс только во влиянии молодежной моды, сленга, но также и в формах проведения досуга, а иногда и в искусстве, художественном и техническом творчестве, образе жизни в целом.

Научное сообщество как субкультура. Специфической субкультурой является научное сообщество. Его представителей объединяет так называемый научный этос – представления о допустимом и недопустимом поведении ученого. Критериями научности являются объективность, независимость во взглядах, бескорыстие и критичность по отношению к любому авторитету. Эти критерии закрепляются в специальных процедурах, формальном и неформальном общении. Тем самым обеспечивается формирование и воспроизводство научных сообществ, контроль за их деятельностью, организация коммуникации и общения, влияние на другие общественные сферы: органы власти, деловой мир, образование.

Субкультура современного бизнеса. Показательна роль и значение субкультур на примере финансово-промышленных групп. Не случайно в современном менеджменте как теории и практике управленческой деятельности все больше на первый план выходят вопросы так называемой корпоративной культуры, обеспечивающей формирование и реализацию корпоративного духа. В каждой фирме неизбежно складываются свои традиции, праздники, вплоть до собственного фольклора (легенд, анекдотов, шуток, поговорок). Такая корпоративная субкультура может даже выходить за рамки фирмы, втягивая в свою сферу и потребителя (стиль "Кока- кола", стиль "Харлей-Дэвидсон" и т.п.).

Субкультуры, выступая промежуточным звеном между личностью и обществом, воздействуют на сознание человека, на его эмоциональную жизнь. В этом процессе огромную роль играют образцы, личный пример, подражание, формирующие представления о допустимом и недопустимом, правильном и неправильном, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном.