Профессиональный кодекс консультанта по управлению
Учитывая такие требования к консультантам по управлению и все возрастающую роль подобных специалистов в управлении организациями и решении разноплановых организационных задач, консультационное сообщество России разработало и приняло Профессиональный кодекс консультанта по управлению.
Приведем выдержку из Кодекса [1]:
"Миссия консультанта — члена АКУОР (Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию) состоит в том, чтобы профессиональными методами управленческого консультирования способствовать решению проблем клиентной организации и ее развитию.
I. Консультант-клиентные отношения.
• Консультант должен стремиться к пониманию клиента как организации в целом, если речь идет не об индивидуальном консультировании.
• Неудачи в работе с клиентом консультант должен относить прежде всего на счет своей компетентности.
• Консультант несет ответственность перед клиентом за результативность своей работы, прежде всего — с точки зрения клиента.
• При неизбежности негативных последствий для отдельных работников вследствие изменений, вызываемых консультированием, консультант должен стремиться к смягчению этих последствий, к разумному балансу интересов.
• Консультант не должен скрывать от персонала клиентной организации цели и методы работы с ним.
• Консультант храпит в тайне оговоренную с клиентом информацию о клиентной организации.
• Консультант не разглашает конфиденциальную информацию, полученную от отдельного работника (диагностическое интервью, наблюдение, работа с документами и т.п.), передавая ее клиенту только в анонимном или обобщенном виде.
• Консультант не должен передавать клиенту некоторые виды информации о персонале, произведенной самим консультантом в ходе его работы (социометрия, позиционный анализ и т.н.).
II. Консультант-консультантные отношения.
• Консультант принимает на себя обязательства перед своим профессиональным объединением следовать данному Кодексу.
• Консультант считает своим долгом способствовать развитию своего профессионального сообщества, в том числе через передачу коллегам своего опыта и методов работы, помощь друг другу в поиске клиентов, взаимоподдержку в трудных консультационных случаях и т.п.
• Консультант при заключении контракта с клиентом должен проинформировать об этом других консультантов, работающих у того же клиента (если ему известно о таковых); член Ассоциации обязуется не вступать в недобросовестную конкуренцию с коллегами.
III. Консультант-общественные отношения.
Член АКУОР принимает на себя миссию социально ответственного консультанта, который следит за соответствием результатов своей работы интересам общества в целом:
• он не принимает заказы на консультирование противоправных действий своих клиентов, недобросовестных методов конкурентной борьбы;
• содействует успеху прогрессивных реформ в направлении общечеловеческих ценностей и интеграции нашей страны в мировое сообщество;
• открыт к сотрудничеству с государством в подготовке и осуществлении прогрессивных мероприятий, в том числе на безвозмездной основе;
• стремится к профессионализации и гуманизации управленческих отношений и повышению уровня деловой культуры в нашей стране.
Кодекс принят на конференции АКУОР 2 июля 1996 г. в Москве".
Как мы видим, в Кодексе выделены три важнейшие группы профессиональных взаимодействий консультантов: консультант- клиентские, консультант-консультантные и консультант-общественные отношения. Такой подход к деятельности консультанта позволил сформулировать миссию, задачи и основные принципы деятельности консультантов по управлению, а также явился основой создания профессионального сообщества консультантов, закрепил профессию консультанта в ряду других профессий.