Профессиональные сетевые сообщества
Профессиональные сетевые сообщества базируются на обычных профессиональных сообществах, могут вырастать из них. Эти два вида сообществ схожи, но сетевые сообщества позволяют вести коммуникацию с помощью компьютерных технологий, что имеет определенные преимущества, а также создает некоторые трудности. Технологии электронного общения облегчают обмен информацией и ее хранение, но имеют свои особенности и создают проблемы коммуникации, о которых будет сказано ниже.
Необходимо отметить отличия сетевых сообществ практики от традиционных сообществ практики.
1. Форма коммуникации.
2. Дизайн. Сетевые сообщества обычно проектируются, начиная с создания концепции (т.е. сначала создается концепция, а потом появляются люди), в то время как традиционные сообщества вырастают из существующих групп.
3. Членство. Сетевые сообщества обычно открыты, традиционные обычно закрыты.
4. Время, необходимое для развития сообщества. Требуется больше времени, чтобы развить сетевое сообщество практики.
5. Технологическая поддержка.
Коммуникация в профессиональных сетевых сообществах – это не просто обмен какими-то словами или идеями посредством компьютерной сети, и ее направленность отличается от направленности коммуникации в других типах сетевых сообществ. К примеру, она нс предназначена для развлечения, как во многих социальных сообществах, и не выполняет функций, связанных с развитием бизнеса, как в бизнес-сообществах.
В профессиональных сетевых сообществах эффективность коммуникации между участниками напрямую зависит от их доверия друг к другу. Доверие – это важная составляющая взаимоотношений, объединяющих членов сообщества. Оно является предпосылкой для обмена знаниями, достижения общих целей. Решения, принимаемые в сетевых сообществах практики, очень важны, так как они связаны с профессиональной деятельностью, к которой необходим ответственный подход. Напротив, в социальных сетевых сообществах, связанных с развлечениями, там, где люди общаются просто для удовольствия, доверие не играет настолько важной роли в процессе коммуникации.
Отсутствие этикета может осложнить процесс коммуникации или даже разрушить его. Этикет в профессиональных сетевых сообществах имеет свои особенности.
Необходимо отметить, что сетевой этикет или нетикет в достаточной мере зависит от технологии коммуникации. Например, при общении в чате короткие сообщения с сокращениями будут восприняты нормально, при этом подобные сообщения совсем не приветствуются в письмах, отправляемых по электронной почте.
Коммуникация в профессиональных сетевых сообществах в большей степени формальна, чем в социальных сообществах. Это проявляется в меньшей эмоциональности сообщений, их большей информативности, четкой структуре с целью сделать профессиональное взаимодействие более эффективным. Например, в сообщениях сложно найти символы, выражающие эмоции: так называемые "смайлики". В целом в коммуникации в профессиональных сетевых сообществах на первое место выходит решение профессиональных задач, что и должен обеспечивать установленный нетикет.
Кроме того, в профессиональных сетевых сообществах не поощряется обсуждение тем, никак не связанных с предметом профессии.
В развитии и поддержании нетикета в профессиональных сетевых сообществах могут участвовать модераторы. Они проверяют ОГЛАВЛЕНИЕ сообщений на соответствие темам обсуждения, правилам общения, установленным в сетевом сообществе (например, не оскорбляет ли сообщение кого-либо). Обычно правила общения, нетикет доносятся до участников сетевого сообщества практики при регистрации. В случае игнорирования участником установленных правил модератор может применить к нему санкции, например, запретить участвовать в деятельности сообщества на какое-то время или совсем исключить из сообщества.
Успешность коммуникации в профессиональном сетевом сообществе зависит от технологий, обеспечивающих взаимодействие участников в киберпространстве. В сетевых сообществах практики используются разнообразные технологии, влияющие на различные аспекты процесса коммуникации.
Для соединения участников и обеспечения процесса коммуникации в профессиональных сетевых сообществах могут применяться следующие технологические средства:
• форумы (позволяют членам сообщества вести асинхронную коммуникацию и формировать подгруппы, связанные с конкретной темой);
• чаты (позволяют немедленно обсудить проблемы, быстро наладить связи в сообществе);
• графические чаты, аудио- и видеоконференции (помогают глубже ощутить вовлеченность в процесс коммуникации);
• списки рассылки (подходят для доставки всем участникам сообщений, связанных с новостями сообщества, готовящимися мероприятиями в рамках сообщества, какими-то организационными моментами).
Для улучшения коммуникабельности в сообществе должны соблюдаться авторские права, безопасность участников, определенная свобода в выражении мыслей. Для этого нужны как специальные механизмы, так и человек, регулирующий работу сообщества, например модератор. Трудности могут возникнуть из-за малой практичности используемых для работы сообщества технологий коммуникации, что может быть связано с определенными аспектами технологического дизайна сообщества.
Необходимо учитывать следующие критерии:
• представление информации: информация должна быть представлена таким образом, чтобы было удобно ее искать и с ней работать;
• навигация: пользовательский интерфейс должен быть спроектирован так, чтобы участники сообщества могли легко передвигаться по виртуальному пространству и передавать данные;
• доступ: не каждый участник сообщества может обладать достаточным уровнем технологической компетентности, чтобы пользоваться виртуальным пространством сообщества, и этому нужно уделить внимание при технологическом проектировании сообщества;
• неопределенность ролей участников профессионального сетевого сообщества делает процесс коммуникации сообщества неорганизованным, неуправляемым, стихийным, отклоняющимся от своих целей, что, безусловно, сильно снижает эффективность взаимодействия.
Четкое распределение ролей среди участников сообщества приносит определенные выгоды:
• восприятие сообщества становится более серьезным;
• появляется связь между прошлым сообщества и его будущим;
• облегчается процесс коммуникации участников.
Чтобы было более понятно, о чем конкретно идет речь, опишем основные роли, которые могут брать на себя участники сообщества:
• лидеры (управляют процессом коммуникации в сообществе, направляют его в нужное русло, создают правила и нормы взаимодействия);
• основные участники (основные участники являются экспертами в предмете практики и активно участвуют в ежедневной деятельности сообщества, они помогают фиксировать, систематизировать, передавать информацию в профессиональном сетевом сообществе, а также облегчают обмен ею);
• участники, оказывающие поддержку (они осуществляют всестороннюю поддержку деятельности сообщества);
• обычные участники (таких участников большинство; они могут проявлять какую-то активность или просто потреблять информацию).
Отсутствие оффлайн-коммуникации между участниками сообщества, поддерживающего онлайн-коммуникацию, негативно сказывается на общении. Важность встреч участников профессионального сетевого сообщества в реальной жизни для поддержания коммуникации в киберпространстве подчеркивалась многими исследователями сетевых сообществ. Действительно, онлайн-коммуникация не настолько богата и выразительна, что снижает доверие участников друг к другу. Периодические встречи и коммуникация участников сообщества в реальной жизни могут компенсировать этот недостаток взаимодействия в Сети.
Проблема коммуникации в профессиональных сетевых сообществах может быть связана с языковыми и терминологическими особенностями. Профессионалы могут использовать одни и те же термины для обозначения разных понятий, что может привести к недопониманию, ведь иногда может не быть возможности немедленно уточнить значение термина из-за асинхронности онлайн- коммуникации.
В сетевых сообществах присутствует новый принцип коммуникации: "от всех ко всем". Данная коммуникативная модель ценна именно тем, что кроме формального и неформального общения на профессиональные темы, обмена опытом, формируется толерантность, групповой и критический подход к решению задач, осваиваются децентрализованные модели.
К критериям эффективности сетевых сообществ можно отнести: число активных участников; жизненный цикл сообщества; динамику его развития, включающую в себя рост числа активных участников, количество и качество обсуждаемой тематики; информационную, методическую, консультационную, экспертную, учебную, проектную направленность деятельности; наличие в сообществе специфического кодекса поведения, правил модерирования; наличие структурированной базы знаний сообщества; различную информационно-коммуникативную деятельность сообщества (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи, различные виды информирования о внешних и внутренних событиях сообщества, взаимодействие с сообществами смежной направленности).
Открытый контент
Под открытым контентом (open content) в настоящем контексте мы будем понимать методологию генерации и распределения информации как социального достояния в интернет-среде. По сути, это все, что может быть представлено в цифровом виде (текстовый, музыкальный, видеоконтент и т.п.). Открытый контент способствует построению информационного общества, в котором происходит коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов и различного рода информации.
Сам по себе феномен открытого контента представляет собой комплексное образование, включающее в себя методологии производства интеллектуальных продуктов, собственно сами продукты, находящиеся в свободном доступе, и некую объединяющую идеологию участников проектов.
Рассматривая данный формат представления информации, можно сказать, что любое сетевое сообщество – это регулярно обновляемое электронное издание учебного, образовательного, информативного или развлекательного характера, доступ и работа с которым осуществляется средствами и инструментами интернет- среды и контент которого формируют сами участники. Итак, сетевое образовательное сообщество представлено в виде веб-сайтов, на страницах которых присутствуют текстовые и мультимедийные материалы и материалы смежной тематики. Доступ к данным материалам и переход в гипертекстовом пространстве осуществляется при помощи внутренних и внешних ссылок. В отличие от оффлайн-формата, сетевые сообщества содержат интерактивные элементы в виде тестов, анимации, игр, онлайн-опросов, рассылок, блогов и системы поиска. Как правило, каждому сетевому образовательному сообществу как веб-ресурсу присваивается адрес в интернет-пространстве, по которому можно его найти среди множества других сообществ.
По видовой классификации образовательные сетевые сообщества можно подразделить: на собственно социальные сети, блоги, посвященные образовательной тематике, вики-проекты, вебфорумы, чаты.
К характерным чертам методологии открытого контента можно отнести ценность знания как такового; инновационность, которая обеспечивается за счет кумуляции знаний участников сообщества. Во многом ценность методологии открытого контента состоит в снятии организационных, социальных и правовых барьеров; задействовании коллективных человеческих ресурсов.