Профессиональные навыки и способности бухгалтера
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "Цель профессионального образования — заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профессиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры".
Профессиональные знания — это совокупность сведений, составляющих ОГЛАВЛЕНИЕ бухгалтерского учета и взаимосвязанных с ним дисциплин, которые составляют основу знаний профессионального бухгалтера.
Профессиональные навыки — это различные виды умений, которыми должен владеть профессиональный бухгалтер с тем, чтобы уместно и эффективно применять в своей деятельности профессиональные знания, профессиональные ценности и этику.
Навыки профессионального бухгалтера чрезвычайно широки: интеллектуальные; специальные и функциональные; личностные; межличностные и коммуникативные; организационные и управленческие.
Интеллектуальные навыки позволяют решать проблемы, принимать решения и использовать правильную оценку в сложных организационных ситуациях. К ним можно отнести:
— владение базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового, управленческого, налогового учета и формирования соответствующих видов отчетности;
— способность комплексно анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;
— способность проводить аудит финансовой отчетности;
— достаточное владение знаниями в области международных стандартов финансовой отчетности и способность применять их на практике;
— умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;
— обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этических проблем.
Специальные и функциональные навыки включают в себя общие и специальные бухгалтерские навыки:
― выявлять, оценивать и представлять информацию об экономических и финансовых событиях, являющихся предметом бухгалтерского учета;
― понимать, применять и критически оценивать действующие положения, связанные с регистрацией, оценкой и учетом всех видов активов, долгосрочных и краткосрочных обязательств, различных компонентов капитала, доходов и расходов организаций, определением финансовых результатов их деятельности;
― регистрировать, обрабатывать, резюмировать данные бухгалтерского учета;
―составлять финансовую (в том числе консолидированную) отчетность организаций;
― выбирать оптимальную для конкретных предприятий и организаций модель управленческого учета;
― иллюстрировать и оценивать методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
― представлять финансовые интересы организации в отношениях с кредиторами, инвесторами, налоговыми и другими органами в судах;
―критически анализировать, каким образом организационные аспекты, рыночные факторы и ряд других социальных, технологических, правовых, этических, экономических, нормативных и политических факторов влияют на выбор и применение методов бухгалтерского учета;
―анализировать проблемные ситуации и определять надлежащую базу для оценок в целях формулирования проблем и нахождения решений;
―представлять полученные результаты с использованием навыков устного и письменного изложения информации.
Личные навыки связаны с отношением и поведением бухгалтера. Развитие этих навыков становится возможным при самостоятельном обучении и личном усовершенствовании.
Работа бухгалтера по оценкам разных специальных исследований относится к наиболее стрессовым. Это связано со специфическими направлениями профессии:
1) огромные потоки информации — огромное количество документов, регламентирующих работу и порой противоречащих друг другу, поправки к поправкам, комментарии, разъяснения;
2) жесткие сроки — очень серьезный фактор стресса;
3) требовательность, приводящая к конфликтам;
4) огромная ответственность;
5) постоянные стрессы.
В этих условиях бухгалтер должен выбрать единственно правильный ответ своей конкретной задачи и нести ответственность — профессиональную, моральную, а порой и материальную.
Чтобы не допустить такой ситуации, необходимо знать личные навыки, которыми нужно владеть наряду с профессиональными знаниями. Среди них:
• самообладание;
• инициативность, авторитетность, способность к самообучению;
• способность выбирать приоритеты в ограниченных условиях и организовывать работу в жестких условиях;
• способность прогнозировать и адаптироваться к изменениям;
• способность учитывать профессиональные ценности и этику при принятии решений;
• профессиональный скептицизм.
Межличностные и коммуникативные навыки помогают работе профессионального бухгалтера во взаимоотношениях с другими людьми для достижения общей цели, стоящей перед организацией, в получении и передаче информации, в выборе аргументированных методов и принятии эффективных решений. Наличие этих навыков предопределяет способность:
― работать с другими людьми в условиях взаимных консультаций, находить компромиссы и улаживать конфликты;
―демонстрировать способность работать в профессиональных и этических рамках бухгалтерской профессии, а также развивать навыки общения путем совместной работы в коллективе;
― понимать, каким образом бухгалтерский учет вписывается в структуру организации и каким образом он соотносится с внешней средой;
― находить приемлемые пути решения проблем и владеть умением прийти к соглашению в профессиональных ситуациях;
―эффективно работать с представителями разных культур; ― эффективно представлять, обсуждать, сообщать и защищать взгляды в официальном, неофициальном, письменном и устном общении;
― эффективно слушать, читать.
Организационные и управленческие навыки включают:
― стратегическое планирование, управление проектами, управление ресурсами;
― способность организовывать и поручать выполнение задач другим, мотивировать и развивать людей;
― лидерство;
― практические навыки распределения функций по учету внеоборотных активов, производственных запасов, затрат на производство готовой продукции и товаров, денежных средств, расчетов, капитала, финансовых результатов;
― методы и способы организации подготовки финансовой, налоговой, управленческой и иных видов отчетности, необходимых для удовлетворения потребностей внутренних и внешних ее пользователей;
― технологии организации финансового, управленческого и налогового учета;
― навыки анализа проблемных ситуаций в области организации учетных процессов и формирования адекватной информационной базы для их решения, определения методов и способов их разрешения;
― владение приемами разработки оптимальной для хозяйствующего субъекта учетной политики;
― профессиональная оценка.
Навыки являются частью комплекса способностей, которые необходимы бухгалтеру для подтверждения своей компетентности (рис. 2.2).
Способности — это свойства человека, позволяющие ему компетентно выполнять свои функции.
Рис. 2.2. Карта компетенций главного бухгалтера
Способности являются надежным свидетельством того, что человек может компетентно выполнять должностные обязанности. Наличие способностей указывает на то, что специалист способен компетентно работать на рабочем месте.
Компетентность — это возможность выполнять профессиональную роль по определенному стандарту с учетом реальной рабочей обстановки.
Компетентность предполагает действия, которые выполняет человек для определения того, действительно ли он может работать по указанным стандартам. Когда человек благодаря способностям выполняет задачи по указанным стандартам, компетентность считается достигнутой (т.е. человек становится компетентным).
Характеристика понятий "способности" и "компетентность" и их виды представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Характеристика и виды профессиональных способностей и компетентности
Способности |
Компетентность |
Характеристика |
|
Свойства Потенциал Овладение |
Действия Факт Демонстрация |
Результат |
|
Обучение |
Выполнение |
Виды |
|
Профессиональные знания, профессиональные навыки |
Диапазон результатов деятельности, которые относятся к стандартам практики |
Профессиональные ценности, этика и отношения |
Диапазон результатов деятельности, которые касаются стандартов поведения |
Таким образом, способности — это знания, навыки, профессиональные ценности, этика и отношения.
Способности являются показателем потенциальной компетентности, которая может изменяться в зависимости от среды.