Профессиональные аудиторские организации
Согласно Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" в Российской Федерации могут создаваться аккредитованные профессиональные аудиторские организации, действующие на некоммерческой основе и устанавливающие обязательные для своих членов стандарты осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики. Данные организации должны получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе при наличии членства не менее 1000 аттестованных аудиторов или не менее 100 аудиторских организаций.
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" все аудиторские компании и индивидуальные аудиторы для занятия аудиторской деятельностью должны вступать в саморегулируемые организации аудиторов.
Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
В России получить статус саморегулируемой организации в области аудита в соответствии с Законом № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. (в ред. от 1 июля 2011 г.) "О саморегулируемых организациях" имеет право некоммерческая организация, соответствующая следующим требованиям:
1) объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда.
Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.
В настоящее время включены в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов следующие организации.
1. Некоммерческое партнерство "Аудиторская палата России".
Цели создания Палаты:
• защита законных интересов своих членов;
• создание условий для увеличения конкурентоспособности своих членов путем регулярного повышения квалификации и внешнего контроля со стороны Палаты за соблюдением ими нормативной правовой базы аудита и требований профессиональной этики;
• разрешение конфликтов и споров, возникающих в процессе аудиторской деятельности.
2. Некоммерческое партнерство "Институт профессиональных аудиторов (ИПАР)", основной задачей которого является контроль качества предоставляемых аудиторских услуг. Учредителями ИПАР являются 36 компаний из 16 городов России.
Деятельность ИПАР координируется Минфином России. Эта координация не предполагает управление делами Института, а лишь ограничивается надзором за соблюдением законов государства и устава самого Института.
Цели создания Института:
― аудит государственных унитарных предприятий;
― разработка процедур саморегулирования;
― разработка стандартов качества аудиторских услуг.
3. Некоммерческое партнерство "Московская аудиторская палата (МоАП)" создано в сентябре 1992 г. в целях содействия развитию и совершенствованию аудиторской деятельности, увеличения профессионального потенциала аудиторских кадров, представления и защиты прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно, прежде всего, своих членов. Членами некоммерческого партнерства МоАП являются более 1000 организаций и 5000 индивидуальных аудиторов.
Основные функции Палаты:
• участие в разработке стратегии развития аудита в РФ;
• взаимодействие с аудиторскими организациями и некоммерческими объединениями, аудиторами и специалистами, учебными заведениями, как российскими, так и зарубежными;
• разработка предложений по развитию и совершенствованию бухгалтерского, налогового законодательства, правового регулирования аудиторской деятельности;
• издание справочников, информационных и учебно-методических материалов по вопросам, входящим в компетенцию Палаты;
• оказание членам Палаты правовой, организационной и иной консультационной помощи в рамках уставной деятельности;
• содействие осуществлению профессиональной подготовки и повышению квалификации аудиторов;
• организация различных форм обучения аудиторов, участие в разработке учебных планов и программ обучения аудиторов, а также программ проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора;
• ведение Реестра аудиторов и аудиторских организаций — членов Палаты;
• установление и развитие деловых связей и контактов с зарубежными аудиторскими организациями, участие в работе международных организаций.
4. Некоммерческое партнерство "Российская Коллегия аудиторов (РКА)" создано в 1992 г. в результате реорганизации Общероссийской общественной организации "Российская Коллегия аудиторов". РКА является ассоциированным членом МФБ в России с 2000 г.
По своей организационно-правовой форме она представляет собой общероссийское общественное профессиональное объединение. Ее члены — физические лица — аттестованные аудиторы, а также общественные объединения физических лиц. РКА имеет региональную сеть, состоящую из 54 региональных отделений. Руководящими органами являются Съезд, Совет, состоящий из руководителей региональных отделений и председателей комитетов, президиум Совета и председатель Совета. В числе девяти комитетов РКА функционирует Комитет по профессиональной этике, спорам и апелляциям.
Цели деятельности РКА:
• защита интересов членов РКА, установление обязательных для своих членов внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществление систематического контроля за их соблюдением;
• содействие членам РКА в осуществлении профессиональной деятельности в области аудита и сопутствующих аудиту услуг, направленное на развитие и совершенствование аудиторской и бухгалтерской деятельности в Российской Федерации.
Предметом деятельности РКА являются:
• организация взаимодействия и поддержка деятельности аудиторов, бухгалтеров, финансовых директоров (финансовых менеджеров), аудиторских и иных организаций, оказывающих аудиторские и сопутствующие аудиту услуги;
• представление и защита прав и законных интересов членов РКА при осуществлении ими профессиональной деятельности в их отношениях с государственными органами и организациями в Российской Федерации;
• содействие совершенствованию системы подготовки, повышения квалификации, консультационного и информационного обеспечения членов РКА;
• информирование членов РКА об изменениях регулирования отношений в области аудита и бухгалтерского учета;
• участие в создании системы правового регулирования аудиторской и бухгалтерской деятельности, в том числе в подготовке нормативно-правовых актов на территории РФ;
• подготовка методических рекомендаций и разъяснений по применению законодательства, регулирующего отношения в области аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг;
• организация профессионального обучения и аттестации специалистов, а также повышение квалификации аудиторов и бухгалтеров;
• организация стажировок членов РКА в отечественных и зарубежных фирмах и организациях;
• организация и проведение съездов, симпозиумов, конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам аудиторской деятельности;
• развитие связей с международными организациями по вопросам аудита и бухгалтерского учета.
5. Некоммерческое партнерство "Гильдия аудиторов региональных институтов профессиональных бухгалтеров" действует с 1997 г. Основной деятельностью в ее работе стала необходимость изменения правил бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Ее членами являются более 5000 индивидуальных аудиторов и 1000 аудиторских организаций.
6. Некоммерческое партнерство "Аудиторская Ассоциация “Содружество”" (НП ААС) создано по инициативе Международной общественной организации "Ассоциация бухгалтеров и аудиторов “Содружество”" (АБиАС).
НП ААС является организацией, объединяющей физических и юридических лиц, занимающихся аудиторской деятельностью, имеющих позитивную деловую репутацию и обладающих такими качествами, как честность, объективность и независимость. Члены НП ААС — это специалисты и руководители с большим опытом работы по направлениям общего, банковского, страхового и инвестиционного аудита, носители бесценных знаний в области бухгалтерского учета, МСФО, права, оценки и консалтинга.
Основа деятельности НП ААС — позиционирование членов НП ААС как уникальных специалистов в своей области, популяризация профессии среди пользователей аудиторскими услугами, оказание членам НП ААС методологической помощи в целях повышения качества их профессиональной деятельности, оказание содействия в подборе кадров, корпоративной защите интересов членов НП ААС и других вопросах, связанных с их текущей деятельностью.
Предметом деятельности НП ААС является объединение субъектов предпринимательской и профессиональной аудиторской деятельности (аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов), а также других юридических и физических лиц, и реализация принципов саморегулирования профессиональной деятельности аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, объединенных в НП ААС.
Целями НП ААС являются:
— содействие членам НП ААС в осуществлении профессиональной деятельности в области аудита и сопутствующих аудиту услуг, направленное на развитие и совершенствование аудиторской и бухгалтерской деятельности в Российской Федерации;
— обеспечение условий осуществления аудиторской деятельности;
— повышение престижа аудиторской профессии;
— оказание юридической помощи, защита прав и законных интересов членов НП ААС в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными и судебными органами;
— установление обязательных для членов НП ААС внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, осуществление систематического внешнего контроля за их соблюдением;
— разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе аудиторской деятельности.
7. Национальная федерация консультантов и аудиторов СНФКА) создана в августе 2000 г. для достижения следующих целей:
• консолидации усилий аудиторов по вопросам создания правовой базы регулирования аудиторской деятельности в России;
• внедрения международных стандартов аудита в профессиональную деятельность;
• создания методологических основ систем внутреннего контроля качества.