Профессиональное развитие государственных служащих как условие повышения эффективности института государственной службы
Профессиональное развитие государственных служащих является одним из ключевых факторов системы государственной службы, профессионализмом государственных гражданских служащих определяется ее эффективность.
По мнению исследователя В. В. Черепанова, "профессиональное развитие – это совершенствование служащих в служебно-квалификационном и должностном отношении. Профессиональное развитие персонала – это приоритетное направление формирования кадрового состава государственной гражданской службы, так как основное требование, предъявляемое к работнику, – его профессионализм и компетентность. Они складываются из знаний, умений, навыков, а также, прежде всего, из уровня его профессионального образования"[1].
Исследователь М. А. Коргова считает, что "профессиональное развитие следует определить как процесс подготовки сотрудников к выполнению новых для них производственных задач, занятию новых должностей, т.е. развитию компетенции"[2].
Вопрос профессионального развития государственных служащих является одним из ключевых в системе государственной службы и кадровой политики. По состоянию на 1 октября 2013 г., 92,4% кадров государственной гражданской службы имели высшее образование. В табл. 4.1 приведены статистические данные относительно состава кадров государственной гражданской службы Российской Федерации по уровню образования, ветвям власти и уровням управления.
Таблица 4.1
Состав кадров государственной гражданской службы Российской Федерации по уровню образования, ветвям власти и уровням управления[3]
Органы государственной власти |
Имели профессиональное образование |
Не имели высшего и среднего профессионального образования |
Справочно из числа лиц с высшим профессиональным образованием имели |
||||
высшее |
среднее |
более двух высших образований* |
послевузовское профессиональное образование |
ученую степень |
|||
кандидата наук |
доктора наук |
||||||
Все государственные должности и должности государственной гражданской службы |
|||||||
Всего, чел. |
726 305 |
51 652 |
8443 |
72 445 |
12 035 |
11 647 |
989 |
% |
92,4 |
6,6 |
1,1 |
10 |
1,7 |
1,6 |
0,1 |
В том числе в органах: |
|||||||
законодательной власти, |
|||||||
чел. |
12 163 |
185 |
79 |
3279 |
587 |
1158 |
218 |
% |
97,9 |
1,5 |
0,6 |
27 |
4.8 |
9,5 |
1,8 |
исполнительной власти, |
|||||||
чел. |
575 245 |
42 750 |
6040 |
56 858 |
9797 |
8106 |
571 |
% |
92,2 |
6,9 |
1 |
9,9 |
1,7 |
1,4 |
0,1 |
судебной власти и прокуратуры, |
|||||||
чел. |
125 523 |
8398 |
2244 |
9706 |
958 |
1634 |
103 |
о/ /о |
92,2 |
6,2 |
1,6 |
7,7 |
0,8 |
1,3 |
0,1 |
других государственных органах, |
|||||||
чел. |
11 202 |
248 |
29 |
1901 |
379 |
441 |
44 |
% |
97,6 |
2,2 |
0,3 |
17 |
3,4 |
3,9 |
0,4 |
* Учитываются лица, имеющие два и более высших профессиональных образования.
В 1990-х гг. в Российской Федерации требование профессионального развития и образования государственных служащих было особенно актуальным. Значительный вклад в развитие теории профессионализма государственных служащих внесли в тот период ученые-психологи. Была официально признана недостаточность профессионализма и компетентности служащих государственного аппарата. Значительной части чиновников не хватало ни опыта службы, ни соответствующих знаний и умений. Многие из них не обладали правовой, социально-экономической, управленческой подготовкой, необходимой для служебной деятельности[4].
Основной путь решения этой проблемы – повышение качества профессионального развития и образования государственных служащих всех категорий и групп должностей. Гражданского служащего нужно четко сориентировать на развитие ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального роста. Кадровые службы органов государственного управления должны создавать практические возможности для повышения эффективности данного процесса.
В соответствии с Федеральным законом № 79-(93 система профессионального развития и образования включает в себя следующие элементы:
– профессиональную подготовку;
– профессиональную переподготовку;
– повышение квалификации;
– стажировку[5].
Под профессиональной подготовкой кадров для гражданской службы понимается процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий на замещаемой должности[6].
Под профессиональной переподготовкой государственных служащих понимается получение дополнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющих присвоить служащему новую специализацию и (или) квалификацию[7]. Профессиональная подготовка кадров осуществляется в образовательном учреждении на основании договора на обучение. Договорной порядок профессионального обучения позволяет реализовать принцип равного доступа к замещению вакантных должностей гражданской службы для граждан РФ, что является организационно-правовым способом профессиональной подготовки и привлечения квалифицированных кадров на гражданскую службу.
Под повышением квалификации понимается обновление теоретических и практических знаний государственных служащих в соответствии с требованиями образовательных стандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного для эффективного исполнения должностных полномочий. Повышение квалификации как кадровая технология осуществляется при появлении у служащего дополнительных служебных функций на замещаемых должностях или при необходимости предстоящих должностных перемещений, в пределах данной группы должностей в структурном подразделении органа государственного управления[8].
Таким образом, дополнительное профессиональное образование муниципальных служащих также включает в себя их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в объемах почасовой нагрузки в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными актами местного самоуправления.
В табл. 4.2 и 4.3 представлена информация об обучении кадров государственной гражданской службы Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования, ветвям власти и уровням управления и об обучении кадров муниципальной службы по видам дополнительного профессионального образования в Российской Федерации и по федеральным округам.
Распределение дополнительного обучения кадров государственной гражданской службы и муниципальной службы по видам дополнительного профессионального образования и субъектам Российской Федерации отражены в табл. 4.4 и 4.5.
Таким образом, и на федеральном, и на муниципальном уровне уделяется большое внимание профессиональной подготовке и переподготовке государственных и муниципальных служащих.
Пример из практики
В декабре 2013 г. завершились курсы повышения квалификации государственных гражданских служащих Аппарата Госсовета Удмуртской Республики по программе "Актуальные проблемы развития государственной гражданской службы: правовые и управленческие аспекты". Все слушатели сдали экзамен на "отлично".
В феврале 2014 г. состоялось торжественное вручение удостоверений о повышении квалификации государственным гражданским служащим Удмуртской Республики, прошедшим обучение по программе дополнительного профессионального образования "Государственная гражданская служба в Российской Федерации и Удмуртской Республике. Противодействие коррупционным проявлениям на государственной гражданской службе". За 2013 г. дополнительное профессиональное образование по программе прошли 224 гражданских служащих и 375 муниципальных служащих[9].
Таблица 4.2
Обучение кадров государственной гражданской службы Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования, ветвям власти и уровням управления в 2013 г.[10]
Органы государственной власти |
Получили дополнительное профессиональное образование, чел. |
В том числе |
% от численности обученных по соответствующей ветви власти |
||||||
прошли профессиональную переподготовку |
ПОВЫСИЛИ квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
прошли профессиональную переподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
||
Всего в государственных органах РФ |
188 131 |
3750 |
183 532 |
717 |
132 |
2,0 |
97,6 |
0,4 |
0,1 |
В том числе в органах: |
|||||||||
законодательной власти |
2045 |
66 |
1972 |
- |
7 |
3,2 |
96,4 |
- |
0,3 |
исполнительной власти |
156 565 |
1981 |
154 355 |
125 |
104 |
1,3 |
98,6 |
0,1 |
0,1 |
судебной власти и прокуратуры |
25 129 |
1497 |
23 040 |
592 |
– |
6,0 |
91,7 |
2,4 |
|
других государственных органах |
4174 |
206 |
3967 |
1 |
4,9 |
95,0 |
0,0 |
||
Всего в федеральных государственных органах |
131 946 |
2002 |
129 199 |
653 |
92 |
1,5 |
97,9 |
0,5 |
0,1 |
В том числе в органах: |
|||||||||
законодательной власти |
514 |
14 |
493 |
- |
7 |
2,7 |
95,9 |
- |
1,4 |
исполнительной власти |
110316 |
970 |
109 207 |
74 |
65 |
0,9 |
99,0 |
0,1 |
0,1 |
судебной власти и прокуратуры |
20 476 |
1017 |
18 880 |
579 |
– |
5,0 |
92,2 |
2,8 |
– |
других государственных органах |
422 |
1 |
421 |
0,2 |
99,8 |
Таблица 4.3
Обучение кадров муниципальной службы по видам дополнительного профессионального образования, группировкам органов местного самоуправления, категориям и группам должностей в 2013 г.[10]
Должности |
Получили дополнительное профессиональное образование, чел. |
В том числе |
% от численности обученных |
Всего обучено, % от численности работников по соответствующим органам местного самоуправления, категории и группе должностей |
||||||
прошли профессиональную переподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
прошли профессиональную переподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
|||
Органы местного самоуправления и избирательные комиссии муниципальных образований – всего |
62 424 |
2673 |
59 628 |
102 |
21 |
4,3 |
95,5 |
0,2 |
0,0 |
17,8 |
Муниципальные должности |
3534 |
230 |
3290 |
10 |
4 |
6,5 |
93,1 |
0,3 |
0,1 |
16,4 |
Должности муниципальной службы, всего |
58 890 |
2443 |
56 338 |
92 |
17 |
4,1 |
95,7 |
0,2 |
0,0 |
17,9 |
В том числе по группам: |
||||||||||
высшие |
5609 |
300 |
5291 |
9 |
9 |
5,3 |
94,3 |
0,2 |
0,2 |
23,7 |
главные |
10 760 |
516 |
10 224 |
19 |
1 |
4,8 |
95,0 |
0,2 |
0,0 |
22,3 |
ведущие |
12 729 |
495 |
12 216 |
16 |
2 |
3,9 |
96,0 |
0,1 |
0,0 |
19,0 |
старшие |
23 980 |
903 |
23 034 |
39 |
4 |
3,8 |
96,1 |
0,2 |
0,0 |
17,0 |
младшие |
5812 |
229 |
5573 |
9 |
1 |
3,9 |
95,9 |
0,2 |
0,0 |
11,8 |
должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения полномочий лица, замещающего муниципальную должность |
860 |
31 |
827 |
1 |
1 |
3,6 |
96,2 |
0,1 |
0,1 |
19,2 |
Из общей численности работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы: |
||||||||||
женщины |
46 737 |
1890 |
44 771 |
66 |
10 |
4,0 |
95,8 |
0,1 |
0,0 |
17,6 |
мужчины |
15 687 |
783 |
14 857 |
36 |
11 |
5,0 |
94,7 |
0,2 |
0,1 |
18,4 |
впервые поступившие на муниципальную службу |
3932 |
113 |
3799 |
19 |
1 |
2,9 |
96,6 |
0,5 |
0,0 |
14,3 |
Таблица 4.4
Обучение кадров государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации по видам дополнительного профессионального образования[12]
Федеральные округа |
Получили дополни- тельное профессиональное образование, чел. |
В том числе |
% от численности обученных по соответствующему субъекту РФ |
||||||
прошли профессиональную переподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
прошли профессиональную переподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
||
Российская Федерация |
56 185 |
1748 |
54 333 |
64 |
40 |
3,1 |
96,7 |
0,1 |
0,1 |
Центральный федеральный округ |
19 243 |
396 |
18 806 |
22 |
19 |
2,1 |
97,7 |
0,1 |
0,1 |
Северо-Западный федеральный округ |
6034 |
221 |
5809 |
1 |
3 |
3,7 |
96,3 |
0,0 |
0,0 |
Южный федеральный округ |
4310 |
118 |
4185 |
5 |
2 |
2,7 |
97,1 |
од |
0,0 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1815 |
179 |
1634 |
2 |
– |
9,9 |
90,0 |
0,1 |
- |
Приволжский федеральный округ |
9615 |
308 |
9274 |
24 |
9 |
3,2 |
96,5 |
0,2 |
0,1 |
Уральский федеральный округ |
5291 |
80 |
5208 |
3 |
1,5 |
98,4 |
0,1 |
||
Сибирский федеральный округ |
6583 |
302 |
6277 |
1 |
3 |
4,6 |
95,4 |
0,0 |
0,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
3294 |
144 |
3140 |
9 |
1 |
4,4 |
95,3 |
0,3 |
0,0 |
Таблица 4.5
Обучение кадров муниципальной службы по видам дополнительного профессионального образования и субъектам Российской Федерации[13]
Федеральные округа |
Получили дополнительное профессиональное образование, чел. |
В том числе |
% от численности обученных в органах местного самоуправления по соответствующему субъекту РФ |
Всего обучено, % от численности работников органов местного самоуправления по соответствующему субъекту РФ |
||||||
прошли профессиональную переподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
прошли профессиональную переподготовку |
повысили квалификацию |
прошли стажировку |
обучались за пределами РФ |
|||
Российская Федерация |
62 424 |
2673 |
59 628 |
102 |
21 |
4,3 |
95,5 |
0,2 |
0,0 |
17,8 |
Центральный федеральный округ |
13 395 |
595 |
12 785 |
10 |
5 |
4,4 |
95,4 |
0,1 |
0,0 |
17,8 |
Северо-Западный федеральный округ |
4895 |
301 |
4580 |
10 |
4 |
6,1 |
93,6 |
0,2 |
0,1 |
16,8 |
Южный федеральный округ |
5535 |
280 |
5240 |
15 |
– |
5,1 |
94,7 |
0,3 |
- |
15,1 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
2177 |
194 |
1974 |
8 |
1 |
8,9 |
90,7 |
0,4 |
0,0 |
10,1 |
Приволжский федеральный округ |
13 689 |
479 |
13 195 |
11 |
4 |
3,5 |
96,4 |
0,1 |
0,0 |
17,8 |
Уральский федеральный округ |
8594 |
242 |
8344 |
7 |
1 |
2,8 |
97,1 |
0,1 |
0,0 |
26,9 |
Сибирский федеральный округ |
10 193 |
385 |
9779 |
24 |
5 |
3,8 |
95,9 |
0,2 |
0,0 |
17,5 |
Дальневосточный федеральный округ |
3946 |
197 |
3731 |
17 |
1 |
5,0 |
94,6 |
0,4 |
0,0 |
18,6 |
Стажировкой является изучение гражданским служащим передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, переподготовка или повышение квалификации, приобретение практических навыков и умений для их аффективного использования при исполнении ими своих должностных обязанностей[14].
Автономное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования" реализует Республиканскую целевую программу "Развитие информационного общества Удмуртской Республики на 2011 – 2015 гг.". Цели мероприятия следующие:
1) увеличение числа государственных гражданских и муниципальных служащих, повысивших квалификацию в сфере информационно-коммуникационных технологий;
2) повышение доли государственных гражданских служащих, прошедших обучение по программам развития информационных и телекоммуникационных технологий.
Всего за период с 11 июня по 13 декабря 2013 г. обучено 885 государственных и муниципальных служащих по Удмуртской Республике. Стажировка государственных гражданских служащих реализовалась в подготовленных компьютерных классах на территории базовых школ по информатизации в Удмуртии[15].
Кадровые технологии – это средство достижения социальных целей, которые реализуются в системе управления государственной службы[16]. Поэтому важно осмыслить и освоить современные кадровые технологии управленческого цикла, выяснить глубину и качество их комплексного использования на государственном уровне.
Решение этой задачи связано с преобразованием как функционирования органов государственного управления в целом, так и укрепления в его системе кадрового потенциала. Грамотное применение предложенных и систематизированных кадровых технологий позволит существенно повысить эффективность государственного управления, направить усилия кадров па оптимизацию способов достижения общественных целей для удовлетворения многочисленных социальных потребностей людей, гармонизации социальных отношений в обществе в целом[17].
Теоретические исследования и практика показывают, что при проведении открытой кадровой политики и формировании кадрового состава приоритетными являются следующие направления.
Первое направление включает в себя совершенствование кадровых технологий в системе государственной гражданской службы. Сюда относятся применение современных кадровых технологий прохождения службы, создание эффективного механизма отбора на государственную гражданскую службу и совершенствование современных кадровых технологий оценки персонала, таких как проведение аттестации, конкурсов и квалификационных экзаменов.
Второе направление подразумевает планомерное обновление кадрового состава гражданской службы путем привлечения на службу наиболее квалифицированных специалистов, имеющих опыт работы в унитарных предприятиях, учреждениях, бизнес-структурах.
Третье направление предусматривает совершенствование системы профессионального развития гражданских служащих. Эта система включает в себя профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в соответствии с современными учебными программами и методиками профессионального обучения гражданских служащих.
Четвертое направление предполагает повышение социального статуса гражданских служащих, рост престижа гражданской службы и авторитета профессии государственных гражданских служащих, повышение роли и престижа самих кадровых служб в системе государственной гражданской службы, а также внедрение информационного, аналитического и документационного обеспечения кадровой работы[18].
Следовательно, представленные приоритетные направления совершенствования практики кадровых технологий и задач позволят последовательно решать основную проблему государственной гражданской службы – формирование высокопрофессионального, компетентного и высоконравственного кадрового состава гражданских служащих новой России.
Продвижение по службе – один из приоритетных мотивов прохождения работниками государственных органов государственной гражданской службы. Одной из задач кадровой службы государственного органа является обеспечение должностного роста гражданских служащих, т.е. оказание практической помощи служащим в их продвижении по службе. Поэтому очень важно, чтобы руководители и работники кадровых служб понимали сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ служебной карьеры, стратегию и тактику управления сю.
В наши дни в политике происходят серьезные изменения, что приводит к переменам в кадровой деятельности. Создание новой модели государственного управления требует обновления управленческих кадров. Этого можно достичь при наличии подобранного и профессионально подготовленного кадрового резерва. Для развития страны нужны хорошо подготовленные эффективные управленцы. От правильной постановки работы с резервом управленческих кадров сегодня зависит то, какие кадры придут в государственное управление завтра.