Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)
Изучение специфики ППФП должно базироваться на разработке модельных характеристик и программно-методических требований для конкретных специальностей данного учебного заведения, на основании которых должны быть сформулированы основные педагогические задачи – это учебно-тренировочные занятия по годам обучения, состав средств учебных замятий и конкретные упражнения.
Концепция ППФП должна включать в себя следующие основные положения (В. П. Климин, Ю. М. Арестов):
• оценка ведущих факторов физической дееспособности студентов;
• углубленное развитие наиболее значимых двигательных качеств;
• гармонизация различных сторон физической дееспособности с учетом индивидуальных особенностей студентов;
• освоение широкого арсенала средств и методов ППФП с целью развития способностей для самостоятельной тренировки;
• формирование знаний и навыков самооценки физического состояния, его коррекции (при необходимости) в ходе учебных и самостоятельных занятий.
Итак, обобщая обширные данные, представляем примерный перечень основных задач ППФП для технических вузов:
• повышение работоспособности и расширение адаптационных возможностей;
• укрепление мышц брюшного пресса;
• профилактика близорукости;
• развитие силы мышц плечевого пояса, рук, разгибателей спины;
• закаливание;
• развитие координационных способностей;
• повышение гибкости позвоночника и подвижности в суставах;
• развитие силы и быстроты мышц кистей;
• освоение навыков самотренировки, самоконтроля, коррекции собственного физического состояния;
• развитие силовых и скоростно-силовых мышц плечевого пояса, разгибателей спины и туловища;
• тренировка вестибулярного аппарата;
• развитие статической силы и выносливости;
• расширение адаптационных возможностей;
• освоение средств и методов ППФП;
• освоение средств и методов самоконтроля, освоение средств и методов самостоятельных тренировок;
• изучение и освоение правил техники безопасности;
• улучшение осанки;
• развитие и поддержание работоспособности;
• индивидуальная силовая тренировка;
• тонизирующая тренировка.
Например, А. Е. Матвеев и Т. С. Морозова описывают несколько иные, обобщенные задачи ППФП финансово-экономических специальностей:
1) достижение необходимого уровня физической подготовленности и укрепления здоровья как необходимого фундамента для развития специальной работоспособности;
2) воспитание профессионально важных для избранной профессии физических и психических качеств и способностей;
3) формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми условиями профессиональной двигательной деятельности, отражающих ее специфические особенности);
4) повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий труда (гипокинезия, высокая и низкая температура, ее перепады, высота, вибрация, шум, действие токсических веществ и др.);
5) профилактика типичных профессиональных заболеваний, вызываемых спецификой трудовой деятельности;
6) получение специальных знаний для успешного освоения практического раздела ППФП и применение приобретенных умений и навыков в трудовой деятельности.
Главной же задачей ППФП является формирование профессионально-прикладной физической культуры личности студента, позволяющей целенаправленно, грамотно и эффективно использовать средства, методы и приемы физической культуры в профессиональной деятельности.
В. П. Климин, Ю. М. Арестов предлагают примерный перечень квалификационных характеристик физического развития и физической подготовленности выпускников технических вузов гражданской авиации различных специальностей, по которым можно будет в дальнейшем разработать модельные характеристики ППФП студентов.
Физическое развитие: слабое, среднее и хорошее.
Физическая подготовленность: высокая (средняя или слабая) работоспособность; высокие (средние или слабые) координационные способности; тонкая (средняя или грубая) дифференцировка мышечных усилий; хорошая (средняя или слабая) общесиловая подготовленность; высокие (средние или низкие) показатели силы и выносливости мышц рук, кистей, плечевого пояса; тонкая (грубая) дифференцировка мышечных усилий пальцев рук; высокая (средняя или слабая) работоспособность цилиарных мышц глаз; хорошие (средние или слабые) скоростные качества; высокоточная двигательная реакция; крепкое (слабое) или достаточное развитие мышц брюшного пресса; средние (низкие или высокие) скоростные качества; хорошая (или недостаточная) подвижность позвоночного столба и других суставов; высокая (средняя или низкая) вестибулярная устойчивость; повышенные или пониженные адаптационные возможности, способствующие преодолению неблагоприятных погодных условий и освоению сложных трудовых операций; высокая (средняя или низкая) психологическая устойчивость при напряженной тонко координированной мышечной деятельности; повышенные (пониженные) адаптационные возможности, способствующие преодолению неблагоприятных электромагнитных колебаний.
Исходя из этих и, возможно, некоторых других показателей, определяются модельные характеристики студентов различных специальностей и на этой основе разрабатываются системы контроля и объективной оценки физических возможностей студентов, позволяющие эффективно управлять процессом физического совершенствования студентов, гармонизируя различные компоненты их физического развития и двигательного потенциала.
В исследованиях Р. Т. Раевского, посвященных ППФП студентов технических вузов, разработана программа методов и средств, которая может применяться студентами для проверки и оценки своей профессионально-прикладной психофизической подготовленности (табл. 9.5). Более того, эту программу можно применять в управлении тренировочным процессом, поскольку она дает весьма достаточную информацию обо всех сторонах и компонентах подготовки, о динамике состояния организма и подготовленности спортсмена.
Таблица 9.5
Методы и средства изучения профессионально-прикладной психофизической подготовленности (по Р. Т. Раевскому)
Объект изучения |
Методы |
Используемые средства |
Профессионально важные двигательные навыки |
Регистрация и анализ параметров действий |
Фото- и киноаппаратура, видеомагнитофоны и т.п. |
Функциональное состояние ЦНС |
Рефлексометрия, электроэнцефалография. Изучение устойчивости внимания, памяти |
Рефлектометры, электроэнцефалографы. Корректурные пробы, тесты на запоминание |
Сердечно-сосудистая система |
Пульсометрия, сфигмоманометрия. Электрокардиография, радиопульсометрия и радиоэлектрокардиография. Функциональные пробы |
Пульсотахометр типа ПТ-2, аппарат Рива-Роччи, измеритель артериального давления (ИАД-1). Электрокардиографы, радиотелеэлсктрокардиограф ТЭК-1, "Спорт-1", "Спорт-4". Комбинированная проба Летунова, тест Руфье, 20 приседаний за 30 с и др. |
Дыхательная система |
Спирометрия. Пневмотахометрия. Определение легочной вентиляции. Дыхательные пробы |
Спирометры, пневмотахометры. Мешок Дугласа и газовые часы. Проба Штанге, Генчи, Розенталя, Шафранского |
Функции зрительного анализатора |
Исследование остроты зрения. |
Таблицы, адаптометр АДМ-1, специальные проекторы. Таблицы Рабкина, аномалоскоп. |
Определение границы поля зрения |
Параметры |
|
Функции слухового анализатора |
Определение порога слышимости. Проверка разборчивости речи |
Аудиометры. Речевые аудиометры |
Функции тактильного анализатора |
Эстезиометрия |
Циркуль Вебера, эстезиометр |
Функции двигательного аппарата |
Эргография. Динамометрия. Электромиография. Треморометрия |
Эргографы. Динамометры. Электромиографы. Треморометр, электротреморометр |
Функции вестибулярного аппарата |
Вестибулярные пробы |
Проба Ромберга, Яроцкого и др. |
Функции системы терморегуляции |
Измерение температуры кожи. Измерение степени потоотделения по изменению кожного сопротивления |
Электротермометры. Устройства для измерения кожного сопротивления |
Физическая работоспособность |
Пробы со ступеньками, тредбаном, велоэргометром |
Гарвардский степ-тест, велоэргометрический тест PWC 170 |
Профессиональная работоспособность |
Изучение в динамике рабочего дня изменений технико-экономических и психофизиологических показателей (продолжительности рабочих операций, времени реакции, внимания, оперативного мышления, ЧСС, артериального давления и др.) |
Хронометраж, рефлектометры, корректурные пробы, лабиринтные игры, пульсотахометры ИАД-1 и др. |
Сила и силовая выносливость |
Динамометрия |
Пружинный динамометр системы Абалакова |
Сенсомоторные реакции (простые и сложные) |
Рефлексометрия |
Рефлектометры разных типов, универсальные хронорефлексометры |
Быстрота движений |
Изменение времени максимально быстрого заданного движения ручным и автоматическим способами |
Пружинный электро- и электронный секундомеры, фотоэлектронное устройство и т.д. |
Координация движений |
Координометрия |
Суппорт крестовый, координометр |
Гибкость |
Гониометрия |
Гониометры (угломеры) |
Функции внимания |
Тахископия, корректурные пробы |
Тахистоскопы, тесты Бурдона, кольца Ландольта, таблицы Шульте – Платонова |
Психологическая совместимость |
Измерение хода совместной работы |
Кибернометр Роже-Лембера, гомеостат Горбова |
Общая выносливость, ловкость, равновесие, вестибулярная устойчивость, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, решительность, смелость, стойкость и другие физические качества |
Выполнение на результат заданий, требующих проявления исследуемого качества. Наблюдения и самонаблюдения за проявлением качества. Метод обобщения независимых характеристик, другие методы |
Различные регистрирующие устройства и т.д. Фото- и киноаппаратура, видеомагнитофоны. Карта самонаблюдений и др. |
Опираясь на собственные исследования, С. Ю. Тюленков предложил, на наш взгляд, интересную классификацию профессионально важных качеств (ПВК) в финансово-экономических специальностях (табл. 9.6).
Таблица 9.6
Состав и уровень значимости профессионально важных качеств (ПВК) специалиста финансово-экономического профиля
Профессионально важные качества |
Ранг значимости по основным направлениям |
|||||
юрист |
экономист |
управляющий |
||||
Физические |
Выносливость |
Общая |
7 |
6 |
8 |
|
Статическая |
5 |
7 |
6 |
|||
Динамическая |
6 |
5 |
6 |
|||
Сила |
6 |
5 |
6 |
|||
Быстрота |
6 |
5 |
6 |
|||
Психологические возможности |
Интеллектуальные способности |
Словесно-логические |
8 |
6 |
7 |
|
Вычислительные |
6 |
8 |
7 |
|||
Пространственные |
4 |
4 |
4 |
|||
Оперативные |
5 |
5 |
7 |
|||
Быстрота мышления |
5 |
4 |
5 |
|||
Социально-психологические качества |
Нормативность |
8 |
8 |
8 |
||
Исполнительность |
6 |
7 |
6 |
|||
Организаторские способности |
4 |
3 |
8 |
|||
Коммуникабельность |
7 |
4 |
8 |
|||
Черты характера |
Добросовестность, надежность |
6 |
7 |
6 |
||
Психофизиологические резервы |
Зрение |
Острота зрения |
5 |
5 |
4 |
|
Глазомер |
3 |
3 |
4 |
|||
Зрительно-моторная реакция |
5 |
4 |
5 |
|||
Слухомоторная реакция |
5 |
4 |
5 |
|||
Устойчивость систем |
Сердечно-сосудистая |
7 |
5 |
7 |
||
Нервная |
7 |
5 |
8 |
|||
Функциональная |
5 |
4 |
7 |
|||
Познавательные функции мозга |
Память |
Вербальная |
8 |
8 |
8 |
|
Зрительная |
5 |
7 |
5 |
|||
Слуховая |
3 |
3 |
6 |
|||
Двигательная |
3 |
3 |
4 |
|||
Объем |
8 |
7 |
8 |
|||
Внимание |
Концентрация |
6 |
8 |
6 |
||
Переключение |
6 |
3 |
7 |
|||
Объем |
3 |
4 |
8 |
Заканчивая раздел о ППФП, считаем нужным отметить важность исследований, представленных в учебном пособии А. Е. Матвеева и Т. С. Морозовой, в котором детально рассмотрены вопросы организации ППФП в вузе, методики составления профессиограммы на примере финансово-экономических специальностей. Следовательно, специалисты по ППФП могут найти для себя в учебном пособии материал, имеющий большое практическое значение.
Профессиональная деятельность инженеров всех специальностей предъявляет высокие требования к их физической дееспособности. От эффективности физической подготовки в ходе обучения в учебных заведениях зависит не только достигнутый уровень физической подготовленности, но и в значительной мере определяется дальнейшая работоспособность техников и инженеров в процессе их трудовой деятельности.
Авторами разработан и систематизирован практический материал по развитию профессионально важных физических качеств. Предлагаемые упражнения направлены на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Содержится большое количество упражнений с гантелями, гирями, штангой, с гимнастическими палками, набивными мячами и с весом партнера. Упражнения ценны тем, что они распределены по степени нарастающей трудности и могут выполняться как индивидуально, так и большими группами студентов.