Профессиональная подготовка

Проблемы профессионального обучения и профессиональной подготовки становятся все более актуальными. Этому способствует ряд факторов:

• динамика мира профессий. С каждым годом становится больше различных профессий и специализаций;

• динамика профессиональных знаний. Последние десятилетия характеризуются усилением динамики профессиональных знаний. Требуются все более разнообразные и постоянно обновляющиеся знания и навыки даже в рамках конкретных специальностей;

• изменение материальной базы конкретных профессий. Особенностью современности является быстрое моральное, техническое и технологическое старение производственной базы. Все чаще от специалистов требуется освоение нового оборудования, технологий, профессиональных понятий.

Эти и ряд других, более частных, факторов приводят к повышению роли профессиональной подготовки в обществе.

Профессиональное обучение связано с изменением поведения человека. Это активный специфический процесс, происходящий в учащемся. Профессиональное обучение – это социальная система обучения конкретной профессии. Основные задачи научного анализа профессионального обучения заключаются в следующем.

1. Выявление специфики и закономерностей формирования трудовых навыков в зависимости от их характера.

2. Исследование психологических особенностей организации трудовой деятельности.

3. Обеспечение формирования обобщенных трудовых навыков.

4. Изучение мотивации профессионального обучения и профессиональной деятельности.

5. Изучение влияния состояний человека на эффективность профессионального обучения и способы их диагностики.

6. Исследование изменений в личности в процессе профессиональной подготовки и их влияния на возможности самореализации в труде.

7. Разработка основ психологической оптимизации системы профессионального обучения.

Обучение – это всегда процесс активного взаимодействия обучающего и учащегося. В процессе профессионального обучения постоянно происходит общение, посредством которого усваивается профессиональная информация, приобретается профессиональный опыт.

Обучение – это управление процессом приобретения новых знаний, формирование способностей и в целом когнитивных структур, организация познавательной активности ученика. Следует различать понятия обучение, научение и учение.

Научение – внутренний процесс изменения познавательных и личностных структур человека.

Учение – промежуточный результат научения, означающий осознанное использование полученных знаний в конкретных поведенческих ситуациях.

Обучение – результативный уровень научения, характеризующийся приобретением нового опыта. Как любой вид

деятельности, обучение имеет системно-структурную организацию.

В организации учебного процесса обязательно присутствуют составляющие:

предмет обучения – собственно те знания, умения и навыки, которые надо освоить;

субъект учения (ученик) – человек, который желает освоить новые знания и имеет определенные предпосылки для этого освоения;

способы обучения – те средства, с помощью которых передаются необходимые знания и навыки;

учитель (организатор учебного процесса) – человек, который осуществляет управление, координацию и регуляцию деятельности ученика, пока последний не сможет делать это самостоятельно.

Каждый перечисленный элемент имеет свою собственную структуру и функциональные связи, кроме этого, все элементы имеют общую системную организацию, превращающую их в собственно систему обучения.

В процессе обучения формируются элементы индивидуального опыта, которые закрепляются у учащихся в форме знаний, умений, навыков.

Знания – это информация в виде понятий, поступающая извне и позволяющая сформировать абстрактную модель действительности.

Умения – промежуточный этап овладения новым способом деятельности. Выполнение деятельности в этом случае осуществляется под сознательным контролем и регулируется значением.

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, который вырабатывается в ходе его выполнения. Сформированность знаний, умений и навыков зависит от способностей человека.

Главная прагматическая цель профессионального обучения направлена на усвоение определенной совокупности навыков, умений и алгоритмов профессионального поведения. Организация системы профессиональной подготовки включает поиск возможностей управления процессом учения.

Основные факторы, влияющие на профессиональную подготовку:

• возраст обучаемых;

• специфика профессии;

• обучаемость (способность к обучению, т. е. легкость, с которой усваиваются знания, умения и навыки);

• мотивация.

В итоге профессиональной подготовки должна сформироваться личность профессионала. Процесс обучения обеспечивает человеку повышение продуктивности в определенной деятельности. Обнаружена взаимосвязь профессиональной продуктивности и возраста.

Было выявлено, что с возрастом творческая активность и продуктивность вначале возрастают, а затем падают, причем пики наивысшего подъема различны для разных сфер деятельности.

Современный подход к анализу профессионального обучения строится на понятии информации. Требование эффективной передачи информации обычно сводится к выбору наиболее адекватного метода обучения.

Вербальный метод обеспечивает передачу ученику абстрактной информации. Вербальные методы эффективны и экономичны в тех случаях, когда они используются для начальной ориентации по заданию или по работе, для постановки целей, для доведения до учащихся текущих результатов.

Демонстрационный метод обучения реализуется в виде показа (демонстрации) правильных знаний и действий. Он очень эффективен для взрослых учащихся. Задача педагога в этом случае – показать учащемуся с помощью демонстрации или наводящих указаний, что нужно делать. После демонстрации приемов работы обучаемым предлагается повторить это на практической деятельности.

Имитационный метод позволяет учащемуся попрактиковаться в выполнении задания в специально созданных условиях. Это метод обучения по типу "делай как я". Обучаемые, которым демонстрировали применяемые навыки, показали более высокие результаты, чем если бы они могли наблюдать это на модели. Здесь выявлен ряд следующих психологических феноменов.

Эффект статуса. Его суть выражается в том, что наблюдение за неопытным учителем менее эффективно, чем за неопытным учеником или опытным исполнителем.

Эффект нового ученика. Если в группу численностью 3–5 человек приходит новый ученик с более высокой квалификацией, то остальные члены группы начинают показывать более высокие результаты. Если квалификация новичка ниже, чем у членов группы, то или он начинает заниматься лучше, или вся группа снижает свою результативность. Последний случай в практике обучения имеет наиболее яркое выражение.

Кроме базовых методов, в профессиональном обучении используются и частные, специфичные для конкретных целей.

Визуальные указания: обучаемому наглядно демонстрируется верный и неверный пути решения задачи или исполнения действия, затем ему предлагается выполнять задание самому, сверяя с демонстрацией правильного исполнения. Следование за целью в условиях, когда обозначены и верный, и неверный курсы, больше способствует обучению, чем просто ориентация на эталон. Наиболее полезны при профессиональной переподготовке лиц среднего и старшего возраста. Это одна из форм мотивации, отличающаяся большой эффективностью.

Мысленная практика: ученику предлагается мысленно выполнять осваиваемое действие, многократно повторяя его. В контрольных экспериментах обучаемые, выполняющие мысленные упражнения, имели существенно более высокие показатели, чем не выполнявшие никаких умозрительных операций.

При осуществлении учебной деятельности активизируется вся личность учащегося, поэтому организовать обучение необходимо с учетом поведения личности в целом. Для этого разработан ряд нетрадиционных форм обучения. Наиболее популярны из них метод анализа конкретных ситуаций, социально-психологический тренинг и игровое моделирование.

Метод анализа конкретных ситуаций основан на анализе трудовых ситуаций – казусов. Ситуации сформулированы как совокупность факторов и признаков, отражающих конкретное событие трудовой деятельности, требующее каких-либо оценок и организационных воздействий. В ситуации всегда просматриваются межличностные отношения. Задачей обучающихся является анализ и оценка ситуации и формулировка предложений по ее оптимизации. Выделяют четыре вида возможных учебных ситуаций:

• ситуация-иллюстрация, когда предлагается для обучения какой-то реальный конкретный случай как демонстрация модели поведения;

• ситуация-упражнение, в которой учащиеся должны провести самостоятельную обработку части информации, для того чтобы найти правильное решение;

• ситуация-оценка, в которой предлагается уже готовое решение и требуется его оценить;

• ситуация-проблема, которая формулируется как ряд вопросов, а учащиеся должны их проанализировать и решить.

Методические приемы работы с ситуациями многообразны. Специфика данного метода делает его наиболее эффективным при решении проблем, связанных с организационными вопросами трудовой деятельности, проблемой конфликтных отношений, межличностным взаимодействием.

Социально-психологический тренинг (метод Т группы). Основой социально-психологического тренинга является групповая дискуссия. Участники активно обсуждают какую- либо проблему, значимую для всех. Участники должны сами сформулировать и обосновать свои позиции и точки зрения. Для проведения метода Т-группы необходим ряд условий:

• малочисленность (5–7 человек) группы;

• участие каждого участника в обсуждении проблемы;

• достаточная компетентность всех участников в обсуждаемой проблеме;

• группы, структурированные до обсуждения, формирование определенного типа эмоциональных отношений и выявление неформального лидера.

Общение в тренинговой группе должно происходить свободно и раскованно. Основная цель учащихся – научиться слушать и понимать друг друга. Метод Т-группы наиболее эффективен для целей социальной адаптации и формирования и коррекции системы трудовых отношений.

Метод игрового моделирования (ролевая игра). В последние десятилетия в практику профессиональной подготовки все в большей степени включается игровой метод. Этот метод призван сформировать навыки личностного поведения в самых различных профессиональных ситуациях. Игра включает разработку сценария, имитирующего какую-то профессиональную ситуацию. Группа участников, распределив между собой роли "героев" ситуации, проигрывает ее в соответствующем своему пониманию варианте. Игры делят на деловые и учебные. Разработка игр учебного типа базируется на принципах:

• имитационно-игрового моделирования содержания профессиональной деятельности: создание предметного и социального контекстов будущего труда;

• проблемности содержания;

• совместной деятельности;

• двухплановости игры: достижение игровых целей служит средством развития личности.

Большинство игр требует длительного времени и в основном представляет класс "руководитель-подчиненный", прививая навыки иерархического взаимодействия.

В ходе организации профессионального обучения активизируются все основные психологические механизмы и закономерности профессионального научения. В результате обучения происходит построение психологической системы деятельности.

Анализ теоретических аспектов проблемы профессионального обучения необходим для решения практической стороны организации системы профессиональной подготовки. На полученных в теоретических разработках идеях строится система диагностики профессиональной подготовки, формируются оптимальные программы обучения, совершенствуются средства и способы обучения.