Профессиональная этика
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана помогать человеку правильно вести себя с другими людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться, воспитывая в себе соответствующее личностное качество.
Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей. Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
Профессиональная этика – наиболее широкое понятие, поскольку, наряду с названными прикладными и деонтологическими аспектами, предполагает также моральные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы. Иными словами, уже в процессе получения образования человек должен осознать моральные цели своей профессии, понять свою ответственность, право на доверие общества.
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируется наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако некоторые профессии, имеющие жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому такие профессионально-этические кодексы, как клятва Гиппократа, нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
В Средневековье профессионализм получает новый импульс в связи с распространением христианства. Строительство храмов, их обустройство потребовало зодчих и кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебряных дел мастеров, ткачей и златошвей. В этой необходимости "трудиться для Бога" (а не для себя) – и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространения профессиональных технологий в пространстве культуры. Строгое следование образцу "Божьего дома", "писания Лика" обусловило каноничность и других ремесел, всей культуры.
Авторитет мастера в ремесленном сообществе (цехе) зиждется на параллели с авторитетом Создателя и является предпосылкой для формирования отношения к труду как к "творению", сопряженному с особым усердием и старанием.
Расцвет цеховой организации ремесленного труда в Европе приходится на конец XV – начало XVI в., когда ручной труд был особенно искусен и цехи наиболее влиятельны в обществе. Вера во всемогущего, всеведущего Бога придавала целостность духовному миру личности, которой предпосылалась постоянная религиозная рефлексия: грех или нет, угоден ли Господу поступок, деяние, намерение. В связи с этим формируется представление о том, что "плохой человек не может сделать хорошую вещь", поскольку все, что делается людьми, делается с Божьей помощью, а Господь помогает только истинно верующим. "Гений и злодейство – две вещи несовместные?" – вопрос, возникающий позднее, на пороге формирования морали Нового времени. Для Средневековья подобного вопроса не могло быть, поскольку человек с его нравственной сущностью все содеянное мыслил в неразрывной связи, целостно.